Торговля показывает динамику благодаря высокому обороту непродовольственных товаров

Опубликовано
Фото: Shutterstock/capetawn

Анализ официальной статистики показывает: торговля в январе – марте 2023 года растет, но исключительно за счет продаж непродовольственных товаров. Анализ выступлений властей говорит о том, что директивные меры по регулированию цен остаются в приоритете кабмина.

Kursiv Research продолжает анализировать торговлю. Весь товарооборот, включая розничный и оптовый сегменты, в январе – марте 2023 года достиг 11,8 трлн тенге, прибавив 26% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

В разрезе компонентов – продовольствие и непродовольственные товары – торговля продемонстрировала рост, но номинальный. Реальная динамика фиксируется в продажах непродовольственных товаров. Добавим, что третий год подряд, по итогам трех месяцев, реальный рост продовольственных товаров в рознице остается отрицательным.

На кредитных стероидах

Первые три месяца 2023 года выдались удачными для розничной торговли. Продажи, достигнув 3,6 трлн тенге, в номинале увеличились более чем на треть. Такую динамику розничная торговля показала впервые с 2006 года. Реальный прирост зафиксировался на уровне 12,1%, что является десятилетним максимумом.

Отчасти высокая реальная динамика связана с эффектом низкой базы. Массовые беспорядки начала 2022-го ощутимо сказались на торговле в первые два месяца. В январе розница провалилась (–15,9% к аналогичному месяцу предыдущего года), в феврале прирост зафиксировался на уровне статистической погрешности (+0,6%), и только в марте ситуация чуть выровнялась (+3,7%).

Во время январских событий больше всех пострадала южная столица, на которую приходится треть всех розничных продаж. Прокуратура оценила ущерб алматинского бизнеса от погромов, поджогов и вооруженных нападений в 92 млрд тенге (весь ущерб мегаполиса составил 98 млрд тенге).

В разрезе компонентов высокому реальному росту розница обязана продажами непродовольственных товаров. Оборот в этом сегменте достиг почти 2,6 трлн тенге, прибавив в номинале 41,3%. Но с учетом инфляции прирост составил 21,6%.

За счет чего обеспечивается столь высокий рост, если по-прежнему расходы казахстанцев на непотребительские товары сохраняются в той же пропорции, что и раньше, – не более 25% от всех трат, а реальные доходы не растут высокими темпами (по итогам IV квартала реальные денежные доходы населения выросли на 0,8%)?

Драйвером продаж в этом сегменте, по всей видимости, продолжает выступать кредитование – тенденция, отмеченная в предыдущих обзорах. Объем новых кредитов, выданных в первые три месяца 2023-го, до­с­тиг почти 2,3 трлн тенге, что на 39,2% больше аналогичного результата предыдущего года.

Продажи продовольственных товаров, напротив, сдерживали розницу. В анализируемом периоде оборот чуть превысил 1 трлн тенге, что без учета инфляции больше на 17,9% итогов годичной давности. В сопоставимых ценах динамика оказалась отрицательной, сегмент просел на 5,9%.

Из наиболее значимых регионов, где розничный оборот продовольствия превышает 100 млрд тенге, отрицательные результаты показали Астана (–12,6%) и Карагандинская область (–10,3%). Алматы, напротив, прибавил 4,9%.

Продовольствие на паузе, оборудование едет

Оптовый товарооборот достиг 8,2 трлн тенге, что на 23,5% больше показателей I квартала 2022 года. В сопоставимых ценах сегмент прибавил 11,1%.

В оптовой торговле, как и в рознице, положительный вклад внесли продажи непродовольственных товаров. Оборот достиг 6,7 трлн тенге, прибавив в номинале 25,2%. С учетом инфляции прирост составил 15,4% – за последние пять лет самая высокая динамика в этом сегменте.

В статистику оптовой торговли помимо непродовольственных товаров также включены товары производственно-технического назначения. То есть это продукция, предназначенная для производственного потребления, и включает такие позиции, как сырье, материалы, топливо, комплектующие, инструменты, машины, запасные части и полуфабрикаты. Иначе говоря, спрос на непродовольственные товары в сегменте оптовой торговли предъявляют как розничные реализаторы, дела которых зависят от платежеспособности населения, так и бизнес, самочувствие которого можно проследить благодаря нескольким показателям.

По оценкам Нацбанка, индекс деловой активности (ИДА) поднялся до 51,7 в марте 2023 года. Значение показателя выше уровня 50 означает позитивное изменение, ниже уровня 50 – негативное. Чем дальше (выше или ниже) значение индекса от уровня 50, тем выше темпы изменения (увеличения или уменьшения) показателя.

«Улучшение деловой активности отмечено во всех секторах, кроме горнодобывающей промышленности, где индекс, несмотря на некоторое увеличение до 48,6 (с 46,7 в феврале), остается еще в негативной области из-за длительных сроков поставок, снижения уровня занятости и объема новой продукции. В остальных секторах положительное изменение было по всем компонентам индекса, кроме сроков поставок. Заметное увеличение показателя отмечено в производстве, где индекс перешел из отрицательной зоны в положительную, составив 53,1 (в феврале – 49,8). В строительстве и секторе услуг индекс поднялся до 53,6 и 51,6 соответственно (с 51,9 и 50,7 в феврале)», – следует из исследования регулятора. Добавим, что ИДА в 2023 году три месяца подряд находится в положительной зоне, чего не наблюдалось в прошлом году (только в феврале ИДА отражал позитивные изменения).

В 15 регионах деловая активность улучшилась, в двух регионах ухудшилась. Индекс оказался ниже отметки 50 в Костанайской (43,7) и Актюбинской (46,6) областях. Наибольшее значение индекса зафиксировано в Алматы (57,9).

Также улучшение деловой активности отмечает Бюро нацстатистики АСПР РК. Индекс предпринимательской уверенности промышленных предприятий в I квартале 2023 года составил 3% (ровно года назад показатель был на уровне 2%). Также отмечается улучшение в строительной отрасли: индекс поднялся с –13% по итогам I квартала 2022 года до –2% в анализируемом периоде.

Что касается оптовых продаж продовольственных товаров, то в этом направлении нет положительных сдвигов. Оптовый оборот продовольствия достиг почти 1,5 трлн тенге, продемонстрировав номинальный рост в 16,4%. С учетом инфляции продажи остались на уровне трех месяцев 2022 года.

Слабые результаты оптовых продаж продовольствия обусловлены спадом розничного оборота на фоне высокой инфляции и незначительного роста реальных доходов, о чем было указано выше. На этом фоне в опте и в рознице наблюдается затоваривание складов. Объем запасов в оптовой торговле к началу апреля 2023 года достиг 40 дней товарооборота (в аналогичном периоде 2022-го показатель был на уровне 29 дней). В рознице запасы увеличились с 63 до 71 дня товарооборота.

Инфляция высокая, меры прежние

Kursiv Research в своих обзорах регулярно отслеживает планы и инициативы властей, которые так или иначе могут затронуть торговую сферу. В повестке кабмина сейчас важное место занимает борьба с высокой инфляцией. И некоторые правительственные решения в этой области могут как стимулировать торговлю, так и погасить там деловую активность.

В текущем году прошло как минимум два мероприятия, на которых власти говорили об инструментах борьбы с высокой инфляцией. Краткое резюме прозвучавших там выступлений: с высокой инфляцией будут бороться прежними инструментами, хотя ранее сам президент и даже некоторые представители кабмина критиковали их.

Президент РК Токаев, выступая 29 марта 2023 года на открытии первой сессии нового парламента, коснулся в том числе мер по борьбе с высокими ценами. Он поручил модифицировать продовольственные стабилизационные фонды и создать современную инфраструктуру хранения и сбыта сельхозпродукции.

Говоря о борьбе со скачками цен, он предложил «правильно использовать стабилизационные фонды». Напомним, механизм продовольственных стабилизационных фондов в том, чтобы закупать товары СЗПТ по низким ценам во время урожая и продавать их ниже рыночных цен в межсезонье. Интервенции должны сбивать скачки цен и не допускать дефицита товаров СЗПТ.

Два года назад, в июне 2021-го, Токаев критиковал стабилизационные фонды за недостаточное влияние на рынок. По его словам, оно составляло не более 4% от рынка. Было поручено задействовать инструмент форвардных закупок с сохранением продукции у самих фермеров. Весной 2022 года была информация о повышении финансирования этих стабфондов. А уже летом президент РК выступил с очередной порцией критики. Он заявил, что стабфонды превратились «в кормушку для недобросовестных лиц» и «их воздействие на рынок минимальное».

На этот раз Токаев предложил «более активно использовать потенциал Продкорпорации для закупа и интервенций по основным товарным позициям, усилить координацию работы Продкорпорации со стабфондами СПК».

25 апреля 2023 года состоялось расширенное заседание правительства, там члены кабмина актуализировали комплекс мер по контролю и снижению инфляции. Суть одной из мер этого комплекса в том, чтобы перейти от прямых контрактов к форвардным договорам в формировании запасов в стабфондах.

Опять же Токаев, выступая на первой сессии нынешнего парламента, потребовал ускорить работу по созданию современной инфраструктуры хранения и сбыта сельхозпродукции. Ее отсутствие, по мнению президента, и приводит к избыточным посредническим структурам и накрутке цен. «При ежегодном сборе более 8 миллионов тонн овощей и картофеля общая вместимость овощехранилищ составляет всего 1,7 миллиона тонн», – заявил Токаев. И добавил, что 60% действующих овощехранилищ не оборудованы холодильными установками, срок эксплуатации 30% складских помещений превышает 20 лет. В результате потери при хранении достигают 35–40% от объемов заготовленной продукции.

Это поручение созвучно предыдущей инициативе по созданию так называемой Нацио­нальной товаропроводящей системы (НТС). Подробно об этой инициативе Kursiv Research писал в прошлом году в материале «Оптом – больше». В нем приводились слова президента РК, что проект все еще не реализован, хотя он поручал это дело более двух лет назад: «Правительство заволокитило его исполнение. Планы и публичные заявления остались на бумаге. Проекты строительства оптово-распределительных центров по схеме ГЧП совместно с крупными предпринимателями не реализованы». Позже выяснилось, что проект не реализован из-за изменившихся условий финансирования, было обещано презентовать новую модель создания НТС.

После заседания правительства, где шла речь об актуализации комплекса мер по контролю и снижению инфляции, был опубликован расширенный пресс-релиз с информацией о планах запуска инвестпроектов по хранению картофеля и овощей. Но без конкретных деталей.

Из этого же документа следует, что кабмин не намерен отказываться от регулирования цен, хотя в конце прошлого года говорили о целесообразности отказаться от этого инструмента.

Напомним, президент РК Токаев в своем последнем послании, которое состоялось в сентябре 2022 года, заявил, что «административное регулирование цен снижает инвестиционную привлекательность целых отраслей, приводит к дефициту товаров и зависимости от импорта». «Поэтому он предложил поэтапно отказаться от вмешательства государства в ценообразование. Исключение составят неконкурентные рынки – тарифы монополистов останутся под плотным контролем. В конце октября 2022 года Серик Жумангарин, заместитель премьер-министра и по совмес­тительству министр торговли и интеграции, сообщил о планах отказываться от регулирования цен на СЗПТ. По итогам этой встречи казахстанские СМИ писали, что местные администрации перестанут регулировать цены с 1 января 2023 года.

Теперь выясняется, что «будет продолжена работа по обеспечению полноценной реализации законодательной функции по осуществлению контроля за соблюдением 15% торговой надбавки на СЗПТ». Также в планах выявлять непродуктивных посредников на основе данных электронных счетов-фактур. Кроме того, продолжится работа по заключению соглашений между крупными производителями и торговыми сетями о снижении и поддержании цен на СЗПТ. Еще правительство намерено создать ситуационный центр по анализу и прогнозированию цен на базе АО «KazTrade». В правительстве считают, что это позволит выявлять факторы риска роста цен и, соответственно, принимать меры превентивного характера.

Таким образом, можно сделать вывод, что регулирование цен и значительное госвмешательство в торговлю, несмотря на самокритику властей, в текущем году продолжатся.

Читайте также