В Астане короновали нового шахматного чемпиона
Три недели бескомпромиссного сражения за титул чемпиона мира по шахматам в Астане между Яном Непомнящим и Дином Лиженем завершился грандиозной битвой на тай-брейке. Матч, который навсегда войдет в историю результативностью и непредсказуемым сценарием, определил имя 17-го шахматного короля — им стал Дин Лижень. Впервые высший шахматный титул завоевал гроссмейстер из Китая.
От традегии до удовольствия — один ход
Четырнадцати партий в классическом формате и трех партий в рапиде не хватило претендентам на шахматный престол, чтобы определить сильнейшего. Причем если в предыдущих матчах с участием Магнуса Карлсена зашкаливало количество «гроссмейстерских ничьих», то в Астане Непомнящий и Дин умудрились сотворить сразу шесть результативных партий.
Многие игроки и шахматные эксперты пытались понять, что именно способствовало резкому росту зрелищности исторического матча.
14-й чемпион мира Владимир Крамник отметил, что причина — в излишней нервозности двух конкурентов, которые под сильнейшим эмоциональным давлением превратились в двух нокаутеров без защиты. В любой момент каждый мог нанести мощный удар, который моментально рушил оборону соперника.
15-й чемпион мира Виши Ананд философски прокомментировал, что «шахматы могут быть трагедией и удовольствием одновременно, и этот матч — тому свидетельство». Борьба в формате «американских горок» — показатель того, что матч все больше переходил из непосредственно шахматной плоскости в более тонкую психологическую.
16-й чемпион мира Магнус Карлсен, отказавшийся в этом году защищать свой титул, выразил мнение, что каждый из соперников уверен в собственном превосходстве и поэтому охотнее идет на рискованные варианты. По крайне мере, в матчах с самим Карлсеном никто из соперников — ни Ананд, ни Карякин, ни Каруана, ни Непомнящий — экспериментировать не решался. Все выбирали проверенные десятилетиями дебюты и крепкие сценарии в миттельшпиле.
Нечеловеческие осложнения
В то же время, некоторые эксперты предположили, что в погоне за антикомпьютерными вариантами соперники намеренно шли в неизвестные головоломные позиции, где оба в итоге утопали в нечеловеческих осложнениях. Как следствие — большое количество «одноходовых» ошибок, которые видят компьютерные программы, но совершенно не очевидны для человеческого разума.
Апофеозом борьбы, не поддающейся стандартной спортивной логике, стала двенадцатая партия, в которой оценка позиции в решающий момент радикально менялась буквально каждый ход. Последним в итоге ошибся Ян Непомнящий, после чего Дин сумел в третий раз сравнять счет и, по сути, перевести игру на тай-брейк.
Исследования в области шахматных «черных дыр» соперники продолжили и в первой быстрой партии, где Дин Лижень, играя белыми, избрал редкий дебют и применил новинку уже на седьмом ходу. Для современных шахмат столь ранний отход от известных линий — уже большое событие. Дин получил крайне перспективную позицию, ошибся, попал под атаку и сам едва доплыл до ничейной гавани. Во второй «быстрой» партии уже Непомнящий мог победить, однако поторопился и не нашел сильнейшего продолжения. Третья партия также завершилась вничью. Спор за корону решился в заключительной четвертой рапид-партии, в которой Дин на последних секундах сумел переиграть Непомнящего в сложном ферзевом эндшпиле.
Драматическая развязка в рапиде
Конечно, в атмосфере эмоциональных качелей финал затянувшейся борьбы просто обязан был стать драматичным. Уже несколько лет в шахматном мире обсуждается регламентный парадокс, согласно которому чемпион мира по классическим шахматам может определяться в неклассических форматах — рапиде или даже блице. К примеру в 2016 году Магнус Карлсен в чемпионском матче против Сергея Карякина защитил титул именно в укороченном контроле времени — в рапиде. Спустя два года Карлсен вновь одолел другого претендента — Фабиано Каруану — в быстрых шахматах. В обоих случаях классический «долгий» формат партий не выявил победителя.
В Астане Непомнящий и Дин могли пойти дальше и определить чемпиона в блице. Надо признать, что публика в большинстве своем ожидала такой развязки, поскольку именно в молниеносной игре часто случаются самые непредсказуемые и даже трагические сценарии. Но судьба распорядилась по-другому. В сверхнапряженном равном эндшпиле в цейтноте Ян Непомнящий допустил серьезную ошибку и позволил Дин Лиженю провести проходную пешку. Таким образом, впервые в истории шахмат чемпионом мира стал китайский гроссмейстер. В свою очередь, Ян Непомнящий во второй раз подряд проиграл титульный матч.
На пресс-конференции Дин Лижень поблагодарил организаторов и Астану за создание комфортных турнирных условий и отметил, что он много гулял по столице и сделал большое количество фотографий. Астана для него навсегда останется в сердце как город, в котором он добился своего высшего достижения. Ян Непомнящий же заметил, что в ходе турнира имел множество возможностей победить, но не воспользовался моментами.
Большой шахматный праздник в Астане длиною почти в месяц завершился триумфом китайского гроссмейстера. В то же время, это была большая презентация казахстанских шахмат и игроков, а также незабываемые впечатления для многочисленных казахстанских болельщиков.