Беглый коррупционер VS участковый из аула: кто кого «бьет» в прокате?
В казахстанских кинотеатрах появились сразу несколько новых кинокомедий, но судя по отзывам, лидируют две: первый фильм — это сиквел комедии об угодившем в тюрьму коррупционере «Хотя бы в кино», второй проект — это юмористическая лента о новом воспитаннике лучшей в мире исправительной системы — казахского аула. Только тут жертвой обстоятельств становится проштрафившийся полицейский: за промахи в работе его ссылают в глубинку работать участковым. Обе картины появились с разницей в неделю и успешнее остальных борются за отечественного зрителя. «Курсив» подробно проанализировал каждую работу и рассказывает, какая из них собрала 135,4 млн тенге, а какая 93,6 млн тенге в свою первую неделю проката.
«Хотя бы в кино»-2 Ернара Нургалиева — один из самых удачных сиквелов в современном казахском кино
Тем, кто не смотрел первую часть, напомним сюжет: в прошлом фильме чиновник среднего ранга и больших аппетитов Кайрат (Кайрат Адилгерей), выигрывает крупный тендер и обещает местным медикам построить больницу. Но как только он получает заказ, он тут же забывает о своих обещаниях и поступает как большинство — обзаводится новой недвижимостью, тратится на токалок, а оставшиеся деньги выводит в офшор. А когда выясняется, что его ищет Антикор, он симулирует сердечный приступ и пытается спрятаться от всех в больнице, не забыв при этом прихватить с собой флэшку с заграничными счетами. По иронии судьбы мужчина попадает в ту самую лечебницу, которую он и обокрал – там нет ни нормального оборудования, ни медикаментов, ни даже приличной еды и лояльных к нему докторов. Когда Кайрат почувствует, что дела его плохи, ему подворачивается молодой интерн (Даурен Сергазин), который за солидное вознаграждение обещает ему вшить его же флэшку в живот. Он свое дело сделает, только возникает путаница и электронное устройство установят не коррупционеру, а другому человеку — ни в чем неповинному жителю Атырау. Придется Кайрату вместе со своим доктором лететь за своими сокровищами в Западный Казахстан, пока доедет, поймет, что воровать нехорошо, а посидеть в тюрьме коррупционеру придется. Хотя бы в кино.
Первый фильм был снят режиссером-дебютантом Тимуром Дулатовым, и, не смотря на свои небольшие совершенства, был одной из самых лучших комедий в пандемийный и постпандемийный период. Приключения ушлого коррупционера, который, в конце концов, одумался, взял всю вину и, можно сказать, исправился, очень понравились зрителям, сиквел не заставил себя ждать, но на этот раз его снял один из самых народных режиссеров Ернар Нургалиев. Из знакомых героев остался только сам главный герой Кайрат Адилгерей, все остальные герои — новички. К актерскому составу присоединились Олжас Абай, Дарига Бадыкова, Карлыгаш Мухамеджанова и Шерхан Пирназар. Все действие перенесли в любимое место беглых чиновников постсоветского пространства — Таиланд.
Внимание! В тексте есть спойлеры!
Итак, фильм начинается с волшебства, которое по большому счету сейчас возможно только в кино — прошло несколько лет, а осужденный казахстанский коррупционер по-прежнему сидит, его не выпустили по УДО, не сократили срок пребывания в тюрьме и не переквалифицировали статью на менее тяжкую. Впрочем, тот особо и не расстроен, ведь оказавшись в местах не столь отдаленных Кайрат не растерялся и благодаря своему пронырливому характеру и здесь преуспел. В тюрьме у проворовавшегося чиновника свой бизнес, привилегированное меню и даже какой-никакой культурный досуг. Но вскоре события в его жизни станут напоминать недавний тюремный сериал на Apple TV+ «Черная птица» с Тэроном Эджертоном, с одной лишь разницей, что там герою Эджертона — наркоторговцу предлагали войти в доверие к маньяку и выбить с него чистосердечное признание, а здесь — герою Кайрата Адилгерея, расхитителю государственного бюджета, поставили задачу расположить к себе бежавшего в теплые края коррупционера и разузнать у того, куда спрятали народные деньги. За это ему обещали уменьшить срок.
Хотя официально Кайрат — арестант, большой босс обещает ему все устроить и отправить его в Таиланд на спецзадание прямиком из тюрьмы. Вопрос пересечения границы не вопрос — бегут ведь как-то наши генералы полиции заграницу, официально не пройдя ни один пограничный пост? Бегут. Те смогли (речь об экс-начальнике департамента полиции Алматинской области Серике Кудебаеве) и он сможет. Кайрат сначала не хочет ввязываться в авантюру, но у него болеет старенькая мама, и возможно, оставшись в тюрьме, он никогда ее не увидит, да и жена (Дарига Бадыкова) не дает ему покоя, приходит на свидания, требует денег, а если не денег, то хотя бы букетов, хоть из хлеба сделанных, хоть из дерева, ведь без внимания мужчины любовь женщины вянет как цветок. Кайрату приходится согласиться на это задание, тем более, что выбрали его не зря, тот кому он должен втереться в доверие и разузнать государственные секреты — его давний знакомый, которого он знает еще со студенчества (его играет невероятно харизматичный Олжас Абай). Под конвоем спецагентов (Карлыгаш Мухамеджанова, Шерхан Пирназар) Кайрат отправляется в теплые края.
Дальше будут отличные аутентичные гэги, особенно понятные казахам, тайская экзотика во всей красе, а также шутки вокруг этого, запоминающиеся актерские работы, а еще классные драки и совсем немного небольших, но очень важных и уместных рассуждений о коррупции. За неплохой экшн в картине отвечают каскадеры Nomad Stunts: Ардак Кадырхан, Айбек Айнабеков, Алла Стасюк; за красивый Таиланд — талантливый оператор Таншерхан Тансыкбаев; за правильное настроение и юмор — комедийные актеры: Кайрат Адилгерей, Олжас Абай и Дарига Бадыкова, их трио великолепно, особенно отметим вклад в фильм импровизатора Олжаса Абая. А вот за цельность сюжета и лирику стоит поблагодарить режиссера Ернара Нургалиева. Интересно, что за какую бы комедию он бы не брался, будь то о коррупции («Хотя бы в кино» 2), о тайнах казахской глубинки и мужской психики («Жаным, ты не поверишь!») или же о чудесах нашей памяти («Умри или вспомни»), у него все равно получается лиричная история о любви, семье и семейных ценностях. Привносит свои краски в общий фон и новый экранный дуэт из Карлыгыш Мухамеджановой и Шерхана Пирназара, пусть даже у этих героев функционал довольно ограничен — она все время должна быть красивой стервой, а он бесстрашным и непобедимым боевиком.
Картина получилась яркой, смешной и по-настоящему «своей», более того, вторая часть «Хотя бы в кино» получилась настолько удачной, что можно считать, что запуск новой долгоиграющей франшизы вроде «Бизнес по-казахски» Нурлана Коянбая уже состоялась. По данным билетного оператора ticketon.kz в первую неделю проката сиквел о коррупционере собрал 135,4 млн тенге, это больше $300 тыс. Есть ли потенциал у этой работы на новые серии? Разумеется, есть: тема проворовавшихся чиновников — вечная и пока у нас будут воровать, она будет будоражить общественное сознание. К тому же, именно во втором фильме зритель узнает, что привычка человека воровать и присваивать чужое не приходит вместе с получением новой ресурсной должности, она закладывается намного раньше — начиная с вроде бы невинных юношеских «преступлений». Это говорит о том, что и к финалу второй части, ворюга Кайрат вряд ли по-настоящему исправился, просто на какое-то короткое время он не будет участвовать в коррупционных схемах. Да и зная, страновые предпочтения беглых олигархов, мы видим, что перед создателями открыты двери практически в любое государство. Так что ждем мирового турне коррупционера в кино.
«Аулбайский участковый» — еще один бенефис казахстанского актера Олжаса Абая
Новый проект кинокомпании Tiger Films, выдающей новые комедии в режиме нон-стоп: рассказывает о полицейском Батырбеке (Олжас Абай), провалившем важную операцию, которую начальство готовило, как минимум, полгода. В наказание за это его переводят участковым в далекий аул. Ему выдают ветхое жилье, пистолет, которым ни разу не воспользовались за 20 лет (неизвестно работает оружие или нет), и теперь полицейский целыми днями гоняет балду в участке. С утра до вечера он придумывает схемы по своей профессиональной реабилитации и способы возвращения на службу в город, ведь слыть аулбайским участковым ему совсем не хочется.
Давно известно, что казахстанские комедиографы при любом удобном случае отправляют своих героев в аул. Это уже своего рода шаблон. Туда ссылали и заносчивых городских девчонок, мечтающих о богатых женихах («Келинка Сабина» Нуртаса Адамбая), и будущих чиновников, а по совместительству папиных сынков («Аким» Нуртаса Адамбая), и семью богачей, скрывающихся от своих преследователей («Бишарашки» Дархана Саркенова), и избалованных городских детей («Каникулы off-line» Руслана Акуна), и эмансипированных сотрудниц спецслужб («Келин особого назначения» Аскара Бисембина), в общем, всех, кого нужно привести в чувство. А почему? Похоже, для отечественных режиссеров, аул не просто поселение в нескольких или в нескольких десятков километров от города, а особое мифическое пространство, в котором люди перезагружаются, исправляются, вспоминают свои корни, язык и по-настоящему понимают какова же настоящая жизнь за пределами «золотого квадрата» Алматы. Что-то вроде микса исправительного учреждения, центра по пробуждению национального самосознания и совести, летнего лагеря и курорта одновременно.
Режиссер Ален Ниязбеков («Казахи против пришельцев», «Моя большая казахская семья», «Бизнес по-казахски в Корее», «Каникулы в Таиланде») вместе со сценаристами Нуржаном Еркинулы и Медетом Калибековым, тоже решил не мудрствовать лукаво и отослал своего полицейского Батырбека в село, в эту святую колыбель казахской культуры. Поскольку все в ауле друг друга знают, то и происшествий там никаких, не то, что преступлений. Только вот у одного из сельчан — местного физрука Самата пропала овца (пострадавшего играет популярный юморист Нурдаулет Шертим). Он приходит в «берлогу» Батырбека и пытается подать заявление. Но тот только отмахивается — ну что он теперь овец будет искать? Когда же Батырбек знакомится с симпатичной коллегой (Индира Мендибаева), он так хочет понравиться девушке, что в нем сразу же просыпается тот самый участковый, о котором все мечтают: он внимателен к пострадавшим, быстро реагирует на все заявления, будь то пропавший ребенок, его угнанный велосипед, чья-то потерянная скотина или отравленная собака. Батырбек ловко находит преступников и раскрывает преступления в два счета. Правда, у него есть еще одна мотивация для геройства — ему нужно получить благодарственное письмо от местного акимата и восстановиться на службе в городе.
«Аулбайский участковый» — это неплохая казахская комедия, ладная, понятная, достаточно смешная и обаятельная, в ней много местного юмора, еще больше прекрасного Олжаса Абая (его харизма держит весь фильм). Одним зрителям понравятся главные герои, другим — колоритные и даже архетипичные аульские персонажи (взять хотя бы деда-соседа, которому мерещатся призраки, такой есть буквально в каждом селе), третьи оценят попытку авторов погрузить в ностальгию — в кадре не раз звучит песня от кумира казахстанских подростков 90-х — Рахата Турлыханова «Бір тамшы жас». Четвертым — зайдут шуточки для кинофанатов вроде фразы-мема: «Я слишком стар для этого дер..ма» и цитаты из «Музыканта» Родригеса.
А вот пятые посчитают, что «Аулбайский участковый» не имеет собственной ноты и похож на все и сразу, и на «Аким» Нуртаса Адамбая, и, как ни странно, на фильмы Адильхана Ержанова, только вместо мрачного ержановского аула Каратас — здесь его зеркальный двойник, милейший аул, где живут добрейшие люди, а если кто и есть из негодяев, то они все приезжие. Тамошний полицейский напоминает светлую версию полицейского из «Черного, черного человека», скандал на руднике отсылает к «Голиафу» Ержанова, а эпизоды, где команда мечты из проштрафившегося полицейского, мобилографа, физрука и женщины пытаются освободить заложника напоминают его «Штурм». Выглядит так, будто сценарии Адильхана случайно попали в руки к комедиографам. Правда, и юмор у них получился качественно другой, рассчитанный на более простую публику, с черным юмором Ержанова не сравнить.
В свою первую неделю проката, «Аулбайский участковый» по данным ticketon.kz, собрал 93,4 млн тенге, это очень неплохой показатель, но на второй неделе сборы упали в три раза — сейчас это 31,6 млн тенге. Думается, картина в любом случае неплохо заработает.
В завершение остается добавить, что на этой неделе в прокат вышел еще один народный хит — сиквел сумбурной комедии «Джохан» с чрезмерно экспрессивным и порой откровенно переигрывающим Жаханом Утаргалиевым. Удивительно, но первая часть проекта про горе-актера, которому доверяют играть только роли трупов, собрала в прокате миллиард тенге. Как объяснить сей успех непонятно, комедия была сценарно сырой и далекой от идеала. Во второй части Джохан открывает агентство по помощи в решении проблем. Интересно сколько зрителей сможет Жахан Утаргалиев переманить у Олжаса Абая, снявшегося в двух проектах, которые одновременно вышли в прокат.