Казахстанские государственные ценные бумаги планируют включить в индекс развивающихся стран J.P.Morgan – GBI-EM. Об этом сообщила замглавы Национального банка Казахстана Алия Молдабекова, подчеркнув, что сейчас это одна из важных задач регулятора.
«Продолжительное время мы предпринимаем усилия в этом направлении, работаем над улучшением инфраструктуры и повышением ликвидности локального рынка. Как результат, в 2021 году J.P.Morgan поместил ГЦБ Казахстана «на радар». Следующим этапом является включение государственных облигаций в список Index Watch, к чему мы и стремимся. Вхождение в индекс GBI-EM станет важным шагом в развитии локального рынка ГЦБ», – сказала Молдабекова в интервью изданию «Капитал», которое опубликовано на сайте Нацбанка.
Индекс гособлигаций JPMorgan для стран с формирующимся рынком (GBI-EM) отслеживает динамику стоимости госдолга развивающихся стран. Состоит из трех подиндексов – GBI-EM, GBI-EM Broad и GBI-EM Global.
GBI-EM Broad включает все подходящие для инвестиций страны, независимо от контроля за движением капитала и/или нормативных и налоговых барьеров для иностранных инвесторов. Туда входят Бразилия, Чили, Китай, Колумбия, Венгрия, Индия, Индонезия, Малайзия, Мексика, Нигерия, Перу, Филиппины, Польша, Румыния, Россия, Южная Африка, Таиланд и Турция.
GBI-EM еще называют более строгой или узкой серией. Там существуют ограничения для иностранных инвесторов. По состоянию на июль 2022 года в индекс развивающихся стран J.P.Morgan – GBI-EM входили Китай, Индонезия, Таиланд, Малайзия, Бразилия, Мексика и Южная Африка. В нем также используется узкая версия облигаций для Колумбии. Для этой страны применяются определенные критерии и ограничения относительно типов и характеристик облигаций, которые могут быть включены в индекс.
Более расширенная версия индекса – GBI-EM Global – включает страны, которые напрямую доступны для большей части международной базы инвесторов. Он классифицируется, как наиболее привлекательный для инвестиций из всех трех индексов. Включает в себя Китай, Индонезию, Малайзию, Таиланд, Чехию, Венгрию, Польшу, Румынию, Турцию, Бразилию, Чили, Колумбию, Мексику, Перу, Египет и Южную Африку.
Замглавы Нацбанка также рассказала о состоянии валютного рынка Казахстана. По словам Молдабековой, в апреле условия на внешнем рынке были менее волатильными, чем в марте. Валюты развитых и развивающихся стран колебались без четкого направления. За месяц индекс валют развивающихся рынков снизился на 0,4%, индекс DXY, который показывает стоимость доллара США по сравнению с другими валютами, – на 0,8%.
«На фоне снижения волатильности индекс MSCI World увеличился на 1,6% за месяц. Индекс «страха» VIX к концу прошедшего месяца опустился до годовых минимумов – до 16 пунктов, отражая уверенность участников рынка в продолжении позитивной динамики», – добавила замглавы Нацбанка.
Курс тенге в апреле ослаб на 0,1%, до 453,21 тенге. Молдабекова уточнила, что он зависел от рыночных условий, интервенции Нацбанком не проводились. Квазигоскомпании в прошлом месяце продали часть валютной выручки на $295 млн. Из Нацфонда было реализовано $600 млн, или не более $30 млн в день.
«В мае ожидаются продажи в диапазоне $750–800 млн. Покупка валюты для ЕНПФ в апреле составила $240 млн. В мае мы продолжим покупки для пенсионных активов на том же уровне – $200–250 млн. Необходимо отметить, что, несмотря на смешанные сигналы внешних условий, согласно опросу клиентов JPMorgan, позиции глобальных инвесторов в тенге увеличились в апреле до максимального уровня с сентября 2021 года», – сообщила Алия Молдабекова.
Валютные активы Нацфонда за месяц увеличились почти на $300 млн, составив к концу апреля $58,7 млрд. Инвестдоход Нацфонда составил $441 млн. Молдабекова объяснила это умеренным ростом риск-аппетита, который отразился на положительной переоценке акций, облигаций и золота. Активы увеличились также в связи с валютными поступлениями в Нацфонд – в апреле они составили $457 млн. В свою очередь, из Нацфонда в республиканский бюджет было перечислено 393 млрд тенге в виде трансфертов. Для этого на внутреннем валютном рынке реализовали иностранную валюту на $600 млн.
Объем золотовалютных резервов Нацбанка в апреле за месяц увеличился на $1,4 млрд, до $37,7 млрд, что является рекордом за всю историю подсчетов Нацбанка. Замглавы Нацбанка уточнила, что такие результаты в большей степени связаны с «транзитным» поступлением на валютный счет Минфина в Нацбанке, откуда средства были перенаправлены в Нацфонд. Цена на золото выросла за апрель на $4 за унцию (31,1 грамма) – с $1979 до $1983. Однако в течение месяца котировки драгметалла повышались до $2036 за унцию.