Казахстан планирует экспортировать в Китай растительные масла и корма на $300 млн, но для этого нужно решить проблемы с логистикой

Опубликовано (обновлено )
Старший корреспондент отдела Business News
Экспортный потенциал растительных масел и кормов из Казахстана составляет $300 млн/pirolizator.ru

Казахстанские переработчики масличных культур подписали с Китаем соглашение о поставках высокобелковых кормов для животных (шрот и жмых масличных культур), а также контракты на поставку более 4 тыс. тонн растительных масел. Экспортный потенциал вышеуказанной продукции до 2026 года составляет $300 млн, сообщили «Курсиву» в Национальной ассоциации переработчиков масличных культур (НАМПК).

В ходе торгово-экономической миссии казахстанских предприятий в город Сиань Минсельхоз Казахстана и Главное таможенное управление КНР подписали протокол по санитарным и фитосанитарным требованиям, которые предъявляются к экспортным партиям шрота/жмыха (подсолнечного, сафлорового, соевого и льняного). Как уточнили «Курсиву» в НАМПК, ранее без этого соглашения Казахстан мог экспортировать в Китай высокобелковые корма только из рапса. После подписания вышеуказанного документа казахстанские переработчики могут экспортировать корма из всех видов масличных культур.

Далее в течение последующих одного-двух месяцев комитет госинспекции в АПК должен предоставить китайской стороне список предприятий для включения в реестр Главного таможенного управления Китая. В состав казахстанской делегации вошли предприятия «Усть-Каменогорский маслозавод», «ВостокЭкоЛайн», «Востоксельхозпродукт», «Янтарь УК», Altyn Shyghys, Kaz-Ir Agro, «Акжарский маслоэкстракционный завод» (АКМЭЗ) и «ЭФКО Алматы».

Глава НАМПК Ядыкар Ибрагимов отметил, что потенциал экспорта растительных масел, а также шротов/жмыхов из Казахстана в Китай на ближайшие три года составляет около $300 млн. Для его реализации необходимо решить имеющиеся проблемы с логистикой, заявили в НАПМК. Там пояснили, что в основном казахстанскую масложировую продукцию поставляют в КНР по железной дороге. При этом системные вопросы в логистике на протяжении долгого времени остаются нерешенными. «Курсив» ранее писал, что в прошлом и позапрошлом годах казахстанские предприниматели жаловались на постоянные заторы на границе Казахстана и Китая. Если сначала дело было в пандемии коронавируса, то затем – в возросшем грузопотоке, изношенной инфраструктуре и неприоритетности казахстанских грузов. При этом представители Казахстана и Китая не раз говорили об этом на совместных совещаниях. После долгих обсуждений было решено поднять этот вопрос через правительства и глав государств.

«По сей день проблематичен момент согласования планов из-за отсутствия эффективной системы. Так, по данным представителей КТЖ, с января по май 2023 года были согласованы планы на 38% цистерн (2 680 штук) из всего заявленного объема (7 071 штук), из которых в итоге были погружены всего 30% (803 штук). Помимо этого, возникают периодические простои цистерн/вагонов на пограничном переходе Достык – Алашанькоу в связи с низкой скоростью выгрузки, которая в среднем составляет шесть цистерн в сутки, а поставки растительных масел в цистернах через погранпереход Алтынколь – Хоргос не осуществляются», – говорит Ядыкар Ибрагимов.

Глава НАМПК также сообщил, что в ближайшее время на станции «Алашанькоу» запустится терминал по выгрузке растительных масел в цистернах. Он сможет принимать один поезд в сутки, а это примерно 50 вагонов. Казахстанские производители надеются, что после этого проблем с отгрузками «станет чуть меньше».

По данным НАПМК, поставки казахстанских растительных масел в Китай увеличились в 3,9 раза – с 31,6 тыс. тонн в 2021-м до 122,51 тыс. тонн в 2022-м. В денежном выражении этот показатель вырос еще более значительно – в 4,1 раза – с $41 млн до $170 млн.

В ноябре 2022-го Ядыкар Ибрагимов говорил, что протокол по экспорту шрота, жмыха в КНР позволит открыть китайский рынок для казахстанских производителей. Глава НАПМК тогда выразил мнение, что особым спросом будет пользоваться соевый шрот, который в том числе импортируется в Казахстан и страны Центральной Азии из Аргентины. Посевные площади в Алматинской области, где выращивается соя, ограничены. Производство соевых бобов в Казахстане оценивается до 250-260 тыс. тонн в год. По расчетам НАПМК, за последние два года Китай в среднем импортировал 2,2 млн тонн подсолнечного шрота и жмыха.

Ибрагимов уточнил, что в текущем сезоне Казахстан может довести переработку подсолнечника до более 1 млн тонн и, соответственно, излишки шрота и жмыха составят от 300 тыс. тонн. НАПМК видит потенциал по экспорту около 200 тыс. тонн льняного шрота и жмыха. В то же время за последний сезон экспорт подсолнечного шрота и жмыха из Казахстана вырос на 86%.

Читайте также