Истории

Харрисон Форд растрогался до слез: специальный репортаж «Курсива» с премьеры пятой части «Индианы Джонса» на Каннском кинофестивале

Харисон Форд
LOIC VENANCE/AFP via Getty Images

На 76-м Каннском кинофестивале показали новую, пятую часть о приключениях неутомимого археолога. В Казахстане «Индиана Джонс и колесо судьбы» — именно так называется свежая серия, выйдет в прокат 30 июня. Главную роль в проекте опять сыграл неутомимый Харрисон Форд, отметивший в прошлом году свой 80-летний юбилей, больше 40 лет из которых он провел в качестве Индианы Джонса.

Хотя Каннский кинофестиваль известен прежде всего поддержкой авторского кино, организаторы с удовольствием приглашают вне конкурса и картины, рассчитанные на самого широкого зрителя, одно условие — это должен быть сверхожидаемый проект с суперкастом, в новой серии «Индианы Джонса» именно так — на этот раз к Харррисону Форду присоединились самая трендовая сейчас британская актриса и сценаристка Фиби Уоллер-Бридж; один из самых востребованных антагонистов американского кино Мадс Миккельсен; плюс невероятно популярный после сериала «Нарко» американский актер Бойд Холдбрук и всегда актуальный Антонио Бандерас. К слову, премьера предыдущей четвертой части франшизы — «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», состоялась 15 лет назад и тоже здесь — на Лазурном берегу.

В этом году Харрисона Форда не только вновь пригласили во Дворец фестивалей Каннского кинофестиваля, но и наградили «Золотой пальмовой ветвью» за заслуги в киноискусстве. На премьере в Каннах Харрисон Форд прошел по знаменитой красной дорожке вместе со своей женой Калистой Флокхарт (все это сопровождалось главной музыкальной темой из «Индианы Джонса»). После чего актер сообщил всем присутствующим, что эта часть для него прощальная, он больше не будет сниматься в следующих фильмах франшизы, а когда он вышел на большую сцену, еще и признался публике, что по-настоящему тронут красивым жестом Каннского кинофестиваля.

«Говорят, когда человек вот-вот умрет, он видит, как его жизнь проносится перед глазами. Я только что увидел, как моя жизнь промелькнула перед моими глазами», — сказал Форд, принимая награду.

На пресс-конференции, посвященной фильму он был также сентиментален, когда у него спросили каково это было участвовать в проекте, он начал было говорить дежурное — о том, что для него это большая честь, проект мечты, а потом голос его вдруг дрогнул и он некоторое время справлялся с чувствами и добавил, что странно и понимать, что жизнь уже пронеслась, а ему только остается наблюдать за этим, пусть даже самом красивом и кинематографически наполненном месте.

Фото: Галия Байжанова

О чем новая картина?

Все что сказал Форд на пресс-конференции и открытии неслучайно, ведь это не просто сентиментальности от 80-летнего человека, у которого все в жизни скорее уже было, это слова отражающие собственно идею новой картины. Ведь если отвлечься от сюжетной начинки и генерализировать посыл новых авторов (в этот раз снимал не Стивен Спилберг, а Джеймс Мэнголд), то «Индиана Джонс и колесо судьбы» не просто очередной сет о приключениях археолога-авантюриста, а скорее напичканное экшеном и приключениями киноэссе о стремительно летящем времени и довольно популярной мечте — вернуться в прошлое, чтобы исправить ошибки, не только свои, но и всего человечества. Так, весь фильм стороны борются за ценный артефакт — якобы изобретенное Архимедом «колесо судьбы», которое позволяет путешествовать во времени и может изменить судьбу героя в нужную сторону.

К тому же напоминания о времени здесь буквально во всем — одна из самых запоминающихся сцен, где герой Харрисона Форда скачет на лошади сначала в метро, потом по подземным железнодорожным путям, по которым двигаются составы. Лошадь, старающаяся обогнать поезд — это хоть и простая, но довольная красочная метафора смены эпох, в котором одно время — когда все двигались на лошадях должно уступить место другому времени — когда все пересели на транспортные средства. А время, когда массово стали использовать компьютерную графику и эффекты SGI уже готово вытеснить то время, в котором снимали по старинке с выполнением всех трюков вживую. Интересно, что несмотря на все ухищрения и передовые технологии сделанное вызывает обратный эффект — молодой Харрисон Форд впечатляет, но, признаться, немного пугает.

На сегодняшний момент «Индиана Джонс и колесо судьбы» — самый длинный фильм из серии, его продолжительность составляет 2 часа 22 минуты. Режиссер пятой части Джеймс Мэнголд («Логан», «Ford против Ferrari») ранее отмечал, что он пытался создать и сохранить лучшее, что есть в фильмах про Индиану Джонса, а именно «хулиганство, чудесное приключение с экшеном и рыцарством, ускользание из-под носа и гениальное решение дьявольских проблем». Получилось примерно так, как обещал, но это не принесло фанатам особой радости, почему — читайте ниже.

Внимание! В тексте есть спойлеры!

Итак, «Индиана Джонс и колесо судьбы» начинается с длинного, примерно получасового пролога, в котором действие происходит во время Второй мировой войны, а герой Харрисона Форда благодаря технологии CGI молод и прекрасен. Из-за того, что у Lucasfilm сохранилось огромное количество материала с 30-40 летним Фордом, отснятого с разным освещением и крупностью планов, его омоложение удалось на ура. Он выглядит на экране так, как 40 лет назад. В вводном эпизоде он вместе со своим давним приятелем Бэзилом (Тоби Джонс) находится в мчащемся куда-то поезде. В нем отступающие после итогов Второй мировой нацисты, которые решили не просто бежать, а прихватить с собой пару невероятно дорогих древностей. Этому пытаются помешать Индиана Джонс с другом.

Gareth Cattermole/Getty Images for Disney

Самый бесценный объект улова мародеров — то самое архимедовское «колесо судьбы». Это странное изобретение, с виду похожее на вещицу из коллекции поклонника стимпанка, оно якобы магическое и может перемещать человека в пространстве. Естественно, попади этот предмет в недобросовестные руки, это приведет к катастрофическим последствиям, а руки у злодея новой части — Юргена Воллера (Мэдс Миккельсен), конечно же, недобросовестные: он — фашист, который, несмотря на проигрыш Гитлера, все же мечтает достичь всех целей Третьего рейха.

Объяснив все про «колесо судьбы», которое впервые замаячило перед Индианой Джонсом еще в 40-х, Мэнголд перемещает всех зрителей в 1969 год. Индиана Джонс прилично сдал, он работает профессором в Хантер-колледже и потихоньку превращается в обычного ворчливого старика, по ночам он разбирается со своими молодые соседями, которые слишком громко включают музыку, а днем читает лекции в своем колледже. Индиана одинок, не то чтобы востребован и его жизнь одна сплошная скукота. Пока он собирается с духом, чтобы уйти наконец на пенсию, мир вокруг него меняется с катастрофической скоростью, начинается знаменитая космическая гонка. А тут еще рядом появляется дочь того самого друга, одержимого «колесом судьбы» — Хелена Шоу (Фиби Уоллер-Бридж). Она просит его ввязаться в авантюру и, возможно, в свое самое последнее приключение в жизни. Индиана, которого все тут ласково называют Инди в конце концов соглашается.

И хотя все действие в фильме происходит в конце 60-х, нас постоянно отсылают к 40-м, ведь фашист Воллер, теперь работающий на США (Мадс Миккельсен) планирует при помощи часов вернуться в 1939 год, выиграть Вторую Мировую и изменить ход истории. Помогает ему в этом его команда во главе с агентом Клабером (Бойд Холбрук). Чтобы достать то самое «колесо судьбы», эти ребята не остановятся ни перед чем и ни перед кем. Увы, агрегат работает неидеально и Миккельсен вместе с Фордом и Фиби Уоллер-Бридж оказываются не в 40-х годах ХХ века, а на Сицилии еще дохристианских времен.

Интересно, что Миккельсен играет фашиста уже не в первый раз, как помнят киноманы, в недавней части «Фантастических тварей», где датчанин заменил Джонни Деппа в роли Геллерта Гриндевальда, он тоже был фанатом Гитлера. Еще одна роль и фашистская личина будет для Миккельсена частью амплуа.

Почему не получилось сентиментальное прощание с когда-то одной из лучших (во всяком случае прибыльных) франшиз?

Формально в «Индиана Джонс и колесо судьбы» есть все: Харрисон Форд, его фетровая шляпа, его кнут, страх перед змеями, незатейливый сюжет и очень много экшена: тут эффектные сражения на крыше поезда и внутри его, скачки на лошади в метро, гонки где только можно, погружения под воду, бесконечные взрывы, драки, падения, крушения. Не хватает одного — Стивена Спилберга и его магии. Заметно, что Джеймс Мэнголд очень старался — он отдал дань уважения старым фильмам и изо всех пытался сохранить дух «Индианы Джонса», то есть сделать экшн таким же лихим как когда-то, героев веселыми, дерзкими и неунывающими. Увы, но Мэнголду не хватило самостоятельности собственного авторского почерка. Поэтому никакой серьезной перезагрузки франшизы не произошло — ощущение, что ты это много раз видел и ничего нового здесь нет.

gannett-cdn.com

Режиссер хоть и обращается к всегда срабатывающему приему — ностальгии и временам, когда Индиана был лучшим из лучших, но мало что получается. То ли в силу неумения работать с тонкими чувствами, то ли из-за боязни испортить легендарный материал и сделать принципиально новый продукт. В итоге зритель лишь пару раз за весь фильм рассмеется и пару раз вздохнет, что эпоха индианы закончилась. Здесь даже не спасает знакомая с детства музыка бессменного композитора «Индианы Джонса» и пятикратного лауреата премии «Оскар» (за саундтреки к фильмам «Скрипач на крыше», «Челюсти», «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда», «Инопланетянин», «Список Шиндлера») 91-летнего Джона Уильямса.

Жаль, что красивой завершающей истории из новой «Индианы Джонса» не вышло, напомним: первый фильм о приключениях профессора археологии Индианы Джонса вышел в 1981 году. Через три года появилось продолжение картины под названием «Индиана Джонс и Храм судьбы». Третья часть, «Индиана Джонс и последний крестовый поход», вышла в прокат пять лет спустя. В 2008 году был снят четвертый фильм франшизы — «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», который собрал в международном прокате $786,6 млн, но был неистово обруган критиками.

Пятая часть, безусловно, существенно лучше четвертой, однако, не выглядит запоминающейся. Хоть не отпускай никуда Харрисона Форда, пока красиво не попрощается с франшизой.