Минэнерго объяснило спешку с заключением крупных двусторонних контрактов по ВИЭ

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Минэнерго объяснило спешку с заключением крупных двусторонних контрактов по ВИЭ / shutterstock

Казахстан заключает двусторонние соглашения с крупными иностранными компаниями, поскольку не надеется на то, что все инвесторы, выигравшие на аукционах возобновляемых источников энергии (ВИЭ), реализуют свои проекты, сообщил директор департамента развития электроэнергетики министерства энергетики Айдос Дарибаев.

«Мы утвердили пятилетний график аукционов суммарно где-то на 6,5 ГВт мощностей. При этом надо понимать, всегда есть риски, что эти контракты, которые заключаются напрямую, или аукционные, не реализуются все. Мы не можем тютелька в тютельку планировать строительство. Есть риски, что затянется строительство. Возможно, аукционные торги не состоятся, возможны и другие геополитические, финансовые вещи и тому подобное, которые могут наложиться», – сказал он на пресс-конференции на QazaqGreenFest 2023.

По его словам, если Казахстан не выполнит взятые на себя обязательства по росту доли ВИЭ, то понесет репутационные риски.

«Какие у нас задачи: к 2030 году у нас должна быть доля генерации 15%. Если мы обратим внимание на энергобаланс 2035 года, то ввод новых мощностей ВИЭ должен быть на уровне 7 ГВт с учетом гидроэлектростанций. Представьте, какой это массив инвестиций и в целом строительства на территории Казахстана», – сказал глава департамента, напомнив, что в стране уже работают 132 объекта ВИЭ на 2,5 ГВт.

В свою очередь председатель совета директоров ассоциации QazaqGreen Нурлан Капенов отметил, что участники рынка предлагают, что правительство должно избегать заключения прямых двусторонних соглашений по крупным проектам ВИЭ, поскольку такая практика ограничивает конкуренцию и ущемляет права инвесторов, которые приходят в Казахстан на условиях аукционов.

«У нас в Казахстане есть прекрасная система аукционов, которая дает минимальные тарифы, здесь же подписывается контракт на 25 лет. Согласно закону у нас можно выдать контракт на покупку зеленой электроэнергии… Межправительственные соглашения дискредитируют рынок, идет дискриминация бизнес-сообщества. Все остальные борются в честной борьбе в аукционах, здесь же идет прямое подписание. Во-первых, там – 20 лет, здесь – 25 лет. Во-вторых, для всех на общих основаниях тариф в тенге, а здесь тариф в твердой валюте», – сказал он.

Он напомнил, что правительство Казахстана заключило и намеревается заключать дальше межправительственные соглашения.

«С Францией на 1 ГВт ветра реализовывать будет Total Eren совместно с «Самрук-Казыной» и «КазМунайГазом», то есть это очень большой объем. Средняя мощность станции в Казахстане – 50 МВт, получается это как 20 электростанций. Также подписали соглашение с компанией Саудовской Аравии Aqua Power на 1 ГВт, было подписано соглашение с компанией Masdar (ОАЭ) и, как сейчас представитель «Курсива» сказал, также в Китай съездил буквально на прошлой неделе президент, достигнуто также соглашение на 1 ГВт. Там уже идет оговорка о локализации», – отметил Капенов.

По его мнению, практика заключения контрактов по крупным ВИЭ с тарифами в твердой валюте несет риски.

«Я предполагаю, что это какое-то ярмо на плечи народу Казахстана, потому что 25 лет мы будем обязаны выплачивать в долларах США либо в евро компании, которая просто подписала контракт и что-то сделала взамен. Этот тариф ложится на население и на бизнес», – сказал он.

Поэтому Капенов считает, что правительство должно проводить двухэтапные тендеры по крупным проектам, чтобы добиваться рыночных тарифов за счет конкуренции. В частности, предквалификация крупных инвесторов ВИЭ проводится в Узбекистане.

Ранее компания «Самрук-Казына» сообщила, что государственная энергетическая инвестиционная корпорация Китая (State Power Investment Corporation) планирует построить в Казахстане несколько заводов по производству комплектующих для ветряных станций.

Новый парк ветряных электростанций с китайской SANY Renewable Energy будет создан в Жамбылской области. Его мощность составит 1 ГВт. Это увеличит совокупную мощность возобновляемой генерации в Казахстане на 40%. Рядом с ветропарком будет построен накопитель энергии, который позволит сглаживать колебания ветрогенерации при изменении погодных условий. Кроме того, State Power Investment Corporation намерена построить в республике несколько современных заводов по производству башен, гондол и лопастей для ветряков.

Также в ходе встречи с президентом Касым-Жомартом Токаевым председатель правления State Power Investment Corporation Цянь Чжиминь рассказал о планах построить тепловую станцию мощностью до 200 Гкал/ч на юге Казахстана.

Для сравнения, по разработанному для планируемой в Кокшетау ТЭЦ технико-экономическому обоснованию, мощность станции составит 240 МВт электрической и 520 Гкал/ч тепловой энергии. Кокшетау – это единственный областной центр в Казахстане, где нет ТЭЦ, а потребители пользуются электрическими водонагревателями (его называют «городом «Аристонов»). Таким образом, речь идет о планах по строительству китайской компанией небольшой ТЭЦ на юге Казахстана.

Кроме того, учитывая большой технологический и научно-исследовательский опыт State Power Investment Corporation, были рассмотрены перспективы сотрудничества в сфере производства «зеленого» водорода.

В апреле сообщалось, что министерство энергетики, «КазМунайГаз» и французская TotalEren договорились по тарифам, по которым будет покупаться электроэнергия планируемого к строительству в поселке Мирный Жамбылской области ветропарка мощностью 1 ГВт и стоимостью $1,9 млрд. В декабре прошлого года «Самрук-Казына» заключила соглашение с французской компанией Total Eren о создании в Казахстане ветропарка с системой накопления электроэнергии. Электростанцию планируется запустить в 2026-2027 годах в Жамбылской области.

В госхолдинге отмечали, что впервые в Казахстане станция ВИЭ будет дополнена системой накопления электроэнергии, что позволит сгладить естественные природные колебания возобновляемой генерации. В «Самрук-Казыне» сообщали, что доли в проекте распределят так: «Самрук-Казына» (20%), «КазМунайГаз» (20%) и Total Eren (60%).

Соглашения по обоим проектам – китайскому и французскому – были заключены в ходе визитов главы государства напрямую, в обход существующей схемы, когда инвесторы должны выиграть право на строительство объекта ВИЭ на одном из аукционов министерства энергетики, предложив наименьшую цену за электроэнергию. При этом другие участники рынка ВИЭ высказывали недовольство такой практикой.

Читайте также