Мартин Скорсезе показал своих «Убийц цветочной луны». Cпециальный репортаж «Курсива» с Каннского кинофестиваля

Опубликовано

Состоялась премьера самого долгожданного проекта года – нового фильма Мартина Скорсезе, криминального вестерна с бюджетом в $200 млн «Убийцы цветочной луны». В главных ролях два любимых артис­та Скорсезе – ДиКаприо и Де Ниро. Автор «Курсива» оценила новую работу трех самых больших звезд мирового кино и решила – это шедевр, пусть и неочевидный.

27 мая завершится 76-й Каннский кинофестиваль. Большая часть конкурсной программы уже показана, критики выбрали своих фаворитов. Среди обласканных позитивными рецензиями картин два лидера – это экспериментальная драма Джонатана Глейзера «Зона интереса» об Освенциме, больше похожая на перформанс от современного искусства, чем на кино, и совершенно очаровательный, по-настоя­щему нежный фильм Аки Каурисмяки «Опавшие листья» – о том, как однажды в Хельсинки встретились два одиноких человека и решили быть вместе.

Прогремели на фестивале и самые яркие премьеры работ, показанных вне конкурса: это новая лента знаменитого Такеши Китано, о котором давно не было ничего слышно (в Канны он привез историческую драму «Шея»); это очень смешная комедия от французского режиссера Мишеля Гондри, автора «Вечного сияния чистого разума» (его новый проект называется «Книга решений»); это только что законченная короткометражная гей-драма Педро Альмодовара «Странный образ жизни» с Итаном Хоуком и Педро Паскалем в главных ролях.

И, наконец, это новая грандиозная работа Скорсезе, поддержанная стриминг-гигантом Apple – вестерн «Убийцы цветочной луны». О последнем мы и расскажем подробнее.

Как все происходило

Ажиотаж на Скорсезе был неслыханный, ведь в программе значилось всего лишь два показа этой работы. Все дело в том, что у картины не самый удобный хронометраж для фестиваля – этот обстоятельный вестерн идет больше трех часов, а если быть точнее – 206 минут. Многие отмечали, что для ДиКаприо это самая длинная лента в карьере. «Титаник» и то быстрее затонул», – шутили присутствующие.

В день, когда показывали «Убийц цветочной луны», у Дворца фестивалей и самого большого кинозала в Каннах – Театра Люмьер – собралось в два раза больше зевак, чем обычно, количество полицейских и обслуживаю­щего персонала будто бы тоже увеличилось в разы. Людей, мечтающих своими глазами увидеть ДиКаприо, Де Ниро и Скорсезе, не испугал даже зарядивший дождь, они заняли привычные места у заборчика с красной дорожкой с самого раннего утра и караулили своих кумиров до самого вечера без перерывов на обед. К слову, уже пару лет все билеты на фестивале можно забронировать только онлайн и только в 7 утра (на самые ожидаемые премьеры они заканчиваются за пять минут и нужно не проворонить время с 7 до 7:05).

Из-за переноса всех действий в электронное пространство резко сократилось количество тех, кто просит лишний билетик на премьеру. Раньше люди чего только ни придумывали, чтобы потенциальный обладатель билета обратил внимание именно на них – ярко одевались, облачались в безумные костюмы, рисовали плакаты со смешными подписями и так далее. В этом году ничего такого нет, кроме того, собравшиеся зрители пока еще не освистали ни одну картину и не уходили демонстративно с показа, хлопая дверьми, как это бывало раньше, например, как после показа скандальной драмы Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». Завсегдатаи помнят – бывали годы, когда ты в Каннах чувствовал себя как на рок-концерте, сейчас атмосфера там напоминает больше концерт в филармонии. Вероятно, все дело в программе – в этом году она максимально безопасная и солидная, с большими именами, проверенными временем.

Как встречают Скорсезе и его команду в Каннах

Разумеется, встречают с благоговением, как живого классика современного кино и настоящего небожителя. На Каннском кинофестивале абсолютно все кинематографисты, тем более уровня Скорсезе, получают такое количество любви и обожания, что не подсесть на это практически нереально даже человеку с очень устойчивой психикой. Знаменитые каннские овации могут длиться около 10 минут и больше – все это время люди скандируют имя человека и не перестают хлопать. Трогает до слез практически всех.

Для Скорсезе приглашение на Каннский кинофестиваль восьмое в карьере, он представлял здесь и свои «Злые улицы», и легендарного теперь «Таксиста», получившего в 1976 году «Золотую пальмовую ветвь» Канн. Затем в 1986 году был комедийный триллер «После работы», за который он был отмечен призом за лучшую режиссуру. К слову, для Роберта Де Ниро это десятый полнометражный проект у Мартина Скорсезе, а для Леонардо ДиКаприо – шестой. Они начали сотрудничать больше 20 лет назад, с картины «Банды Нью-Йорка» (2002), а последним их совместным проектом до этого времени был «Волк с Уолл-стрит» (2013). Интересно, что ДиКаприо и Де Ниро тоже уже встречались на экране, но это было 30 лет назад в драме «Жизнь этого парня», где ДиКаприо играет подростка, которого абьюзит отчим. В новом фильме у них тоже максимально токсичные отношения, только играют они дядю и племянника.

О чем картина

В основе фильма Мартина Скорсезе лежит одноименный нон-фикшн Дэвида Гранна «Убийцы цветочной луны», который Мартин адаптировал под себя вместе со сценаристом Эриком Ротом, лауреатом «Оскара», работавшим ранее с Земекисом («Форрест Гамп»), Спилбергом («Мюнхен») и Финчером («Загадочная история Бенджамина Баттона»). Надо сказать, что Скорсезе основательно переделал литературный первоисточник и сместил акценты с зачинщиков расследования – агентов ФБР (тут их олицетворением является Джесси Племонс) на историю одной семьи.

Вестерн «Убийцы цветочной луны» посвящен геноциду американских индейцев и рассказывает о событиях, произошедших больше ста лет назад на территории индейской резервации в штате Оклахома, округ Осейдж. Отобрав у коренных жителей их земли и переселив аборигенов из благодатного Миссури на казавшиеся бесплодными земли в Оклахоме, белые допустили досадную ошибку. Вообще-то округ должен был стать очередным депрессивным районом со спивающимся населением и высоким уровнем насилия, но вскоре там нашли нефть и местные зажили на полную катушку – у каждого живущего там индейца образовался целый гараж из дорогих автомобилей, куча недвижимости и другие предметы роскоши: меха, драгоценности, шикарные фотосессии. Забавно, но процесс зарождения касты нуворишей, оказывается, универсален. Эпизоды с появлением богатых индейцев будто бы позаимствованы из истории Казахстана, когда и у нас поднялись на нефтедолларах и особом доступе к ним первые олигархи. Увы, счастье длилось недолго – вскоре жители Осейджа, в первую очередь богатые, начинают один за другим умирать. Очевидно, что не своей смертью. Довольно быстро убийства приняли такой масштаб, что ФБР начинает расследование – этому и посвящен фильм.

По сюжету ветеран Первой мировой, отслуживший на войне поваром, Эрнест Беркхарт (Леонардо ДиКаприо) приезжает к своему влиятельному дяде Уильяму Хэйлу (Роберт Де Ниро), живущему в Оклахоме. Тот в здешних местах фигура заметная – бизнесмен, владеющий большим количеством земли и скота, а еще меценат и друг индейцев, который знает чуть ли не каждого из местных жителей лично. Есть у него одна странность – он просит называть его Король. Вскоре выяснится, что никакая это не странность, а самая настоящая закономерность, ведь единственное, что ему на самом деле нужно, это побольше местных земель, которые он согласен получать любыми путями. На первой встрече с племянником Хэйл спрашивает у того про женщин и вкусы. «А краснокожие тебе нравятся?» – интересуется он у родственника. Тот пожимает плечами, мол, мне нравятся любые, хоть красные, хоть черные, хоть белые, хоть голубые. Тогда дядя просит его обратить внимание на богатую молодую женщину индейских кровей Молли Кейл (шикарная Лили Глэдстоун). На мезальянсе с ней можно сорвать приличный куш. Оказывается, в то время в США работала расистская система «опеки», которая объявила коренных американцев слишком «некомпетентными», чтобы управлять своими собственными финансами, и предоставляла белым супругам полный контроль над наличными своих вторых половин из цветных. К тому же невеста страдает диабетом и явно долго не проживет. По задумке Хэйла все ее имущество после ее смерти может достаться племяннику, а значит ему. Только прежде, чем это случится, погибнет не один человек.

«Убийцы цветочной луны» очень сильно отличаются от того, что Скорсезе снимал раньше, из-за этого у фанатов «традиционного Скорсезе» может включиться режим отрицания грандиозных художественных достоинств картины. Однако, разобравшись, вскоре становится понятно, что это все же шедевр, и режиссер, как и все его актеры, находится в умопомрачительной рабочей форме, на пике своих возможностей. С такой работой не стыдно уйти на покой, хотя, надеемся, что такое со Скорсезе случится не скоро.

Любопытно, как режиссер в этот раз изображает насилие – в новом фильме практически нет жестких сцен убийств, эффектных драк и кровавых разборок, но кровь осейджей все равно будто бы льется с экрана рекой. Да и у ДиКаприо, играющего здесь глупого альфонса с выдвинутой челюстью, совсем иной уровень злодейства – это человек, который совершает чудовищные преступления, но делает это буднично, будто бы ничего и не происходит. Сыграть такого персонажа – злодея не классического (каким стал герой Де Ниро), а злодея из жизни, злодея обыкновенного, которых в реале в сотни тысяч раз больше, – это высший пилотаж. Герой ДиКаприо никого не убивает в кадре буквально, но он все равно самый страшный человек из тех, что есть, который обманывает и предает самых дорогих ему людей, а это в миллионы раз больнее и смертоноснее. У Лео однозначно будет номинация на новом «Оскаре» и, вполне может быть, что он получит свой второй «Оскар».

Также однозначно будет номинация на «Оскаре» и у его экранной супруги – актрисы Лили Глэдстоун. Она сумела создать интересный и сложный образ женщины, которую любовь могла полностью уничтожить. Экранная химия работает между обеими парами: дуэтом ДиКаприо – Глэдстоун, а также в его совместных сценах с Де Ниро. Поначалу кажется, что Де Ниро легко переигрывает коллегу, ведь большую часть времени он чертовски обаятелен, но нет, это обманчивое впечатление, у ДиКаприо роль в разы сложнее.

Интересно, как Скорсезе сумел на истории отдельной американской семьи создать большой американский киноэпос и показать историю своей страны – местное население окучивают колонизаторы, одни это делают хитро, с улыбкой (как герой Де Ниро, притворяющийся другом индейцев), другие подло и ничего не говоря в открытую (как герой ДиКаприо). И ведь взаимоотношения героини Лили Глэдстоун с героями ДиКаприо и Роберта Де Ниро – это по сути и есть история взаимоотношений белой Америки с ее коренными жителями – те поверили обещаниям, открылись иной культуре и пришлым, а их жестоко предали, уничтожили и почти стерли с лица земли. Скорсезе безжалостен и обвиняет не только многовековой расизм, но и систему американского капитализма и главные постулаты общества денег, ведь, как известно, в этой стране ни у кого ничего личного, просто бизнес.

«Убийцы цветочной луны» – это прекрасная работа, которая станет доступной мировому зрителю в октябре.

Читайте также