Истории

Как теннисисты осваивали модный бизнес

Фото: imago

В воскресенье, 28 мая, стартует «Ролан Гаросс» — второй турнир «Большого шлема» в сезоне. Впервые с 2004 года – без Рафаэля Надаля. Тройка фаворитов: Новак Джокович, Карлос Алькарас и Даниил Медведев. И если Алькарас пару месяцев назад представил именные кроссовки Nike, то у Джоковича и Медведева – контракты с Lacoste, брендом, который 90 лет назад основал их коллега Рене Лакост – и это не единственный пример в истории моды. Рассказываем, как теннисисты меняли корт на подиум.

Братья в белом

Теннис – один из старейших видов спорта. Другое дело, что сначала игроки били ракетками по мячу в помещениях, и только во второй половине XIX века вышли на лужайки: это произошло в Англии, в Бирмингеме, и игру стали называть лаун-теннис (от английского lawn – «газон»). О специальной одежде для тенниса тогда мало кто задумывался, и мужчины играли в обычных рубашках и брюках, причем преимущественно темных тонов.

Одними из первых, кто нарушил эту традицию, были братья Фрэнк и Лоуренс Дохерти, самая титулованная пара в истории Уимблдонского турнира: в 1900 году они вышли на игру в белых фланелевых брюках, белых рубашках и белой обуви. Мало того: скоро братья начали свободно повязывать на шеи шарфы вместо строгих галстуков, а длинные рукава рубашек – закатывать, чтобы удобнее было играть.

Братья Фрэнк и Лоуренс Дохерти

Этот «тренд» продержался почти 50 лет без изменений, хотя уже в начале 1930-х в теннисной моде произошла революция, которую не особенно оценили: другой английский спортсмен, Банни Остин в 1932 году впервые появился на Уимблдоне в шортах.

Позже он рассказывал: «Я чувствовал, что пропитанные потом фланелевые крикетные брюки сковывают мои движения, поэтому мой портной смастерил для меня шорты на пробу». Самое интересное, что за год до этого сестра Банни Джоан Уинифред Остин первой из теннисисток играла на Центральном корте Уимблдона без чулок. Но шорты на соревнования наденет не она, а Элис Марбл, причем в том же 1932 году. Одежду Марбл, как и шорты Банни Остина, не одобрят.

Но одно дело – попросить портного сшить более удобную для игры одежду, и совсем другое – разработать ее самому. Теннис в этом плане – уникальный вид спорта: в его истории нашлось место не одному, а нескольким игрокам, которые, оставив карьеру на корте, сделали не менее успешную – в модельном бизнесе.

Аллигатор Lacoste

Первый в этом ряду – конечно, Жан Рене Лакост из знаменитых «четырех мушкетеров», французской четверки теннисистов, которые неизменно побеждали соперников в парных разрядах турниров Большого шлема и Олимпийских игр и завоевали Кубок Дэвиса. Сын крупного промышленника, Жан Рене начал играть в 14 лет – как пишут биографы, чтобы поправить свое не слишком крепкое здоровье. Он подолгу тренировался и все время думал о решении проблем, которые возникали во время игры: как избежать появления мозолей на ладонях (потом он придумает несколько новых моделей ракеток), как автоматизировать подачу мячей (это Лакост изобрел механическую пушку, что подает игроку мячи), и, конечно, в какой одежде лучше играть.

Рене Лакост. Фото: Getty Images

Он тоже пошел к портному, в Лондоне, и заказал рубашку совершенно нового фасона: с короткими рукавами, минимальным количеством пуговиц, и да, с воротником – но это был мягкий воротник и не раздражал игрока. «Выход в свет», точнее, на корт в новой рубашке состоялся в 1926 году на открытом чемпионате США. Это был фурор – правда, чиновники из Французской федерации тенниса назвали одежду «несколько рискованной»: дело в том, что Лакост ввел не только новый фасон, но и новую ткань – трикотаж, который хорошо впитывал влагу, но облегал фигуру спортсмена.

«Пришел конец моим простудам, — скажет потом Рене Лакост, — потому что я больше не должен был всю игру проводить во влажной рубашке – моя новая одежда была не только гораздо боле удобной, но и гораздо более здоровой».

Потом теннисист нанесет на свою рубашку изображение крокодила – так называла его американская пресса, и это будет еще одно ноу-хау Рене Лакоста: до него торговые ярлыки прятали на изнаночной стороне одежды. Аллигатор Лакоста стал первым логотипом, размещенным на лицевой части.

В 24 года Рене Лакост оставит спорт, а в 1933 году он создаст вместе с владельцем крупной мануфактуры Андре Жильером компанию по производству удобной одежды для спортсменов – La Chemise Lacoste. В том же году были выпущены ставшие знаменитыми рубашки «1212» — с крокодильчиком, разумеется. Их ждал огромный успех – как и большинство моделей Lacoste. В этом году марка отмечает 90-летие, она по-прежнему имеет прямое отношение к теннису — достаточно напомнить о многолетнем партнерстве с турниром Roland-Garros. И завтра первая ракетка мира Новак Джокович выйдет на корт французского чемпионата в одежде с хорошо знакомой эмблемой Lacoste.

Лавровый венок Fred Perry

Фредерик Перри, победитель 14 турниров Большого шлема и двукратный чемпион США среди профессионалов, как и многие другие теннисисты, во время соревнований обматывал запястье марлевой повязкой, чтобы защитить ручку ракетки от пота. В конце 1940-х другой спортсмен – австрийский футболист Тиби Вагнер предложил Перри запустить производство напульсников Fred Perry Sportswear. Первый напульсник сшили из махровой ткани – он получился тяжелым и потому не очень удобным. Вагнер и Перри поняли свою ошибку, и следующие модели были уже мягкими, легкими и эластичными.

В 1952 году футболист и теннисист основали бренд Fred Perry – одежды для профессиональных спортсменов. В качестве логотипа был выбран лавровый венок – как на спортивной куртке Фреда Перри: такие носили участники Кубка Дэвиса. Правда, эмблема принадлежала Ассоциации лаун-тенниса, но ее руководство дало Перри разрешение на использование своего символа.

Первой продукцией нового бренда стали футболки-поло синего и белого цвета с манжетами и воротником в полоску контрастных цветов: именно в них Перри появлялся на телевидении (он тогда уже был спортивным комментатором). Это была прекрасная реклама, и бренд начал завоевывать популярность. Интересно, что эти футболки носили даже спортсмены в СССР, в частности, знаменитый вратарь Лев Яшин.

Фото: Raf Simmons/Fred Perry

Линейка товаров марки постоянно расширялась, бренд достаточно быстро вышел за рамки своей ниши — спортивной одежды, с 2000-х у Fred Perry появилась дизайнерская линия, и в 2008 компания начала сотрудничать с известным модельером Рафом Симмонсом. Новая коллекция Raf Simons и Fred Perry 2023 года посвящена британской панк-культуре: массивные куртки, неизменные футболки-поло, худи и т.д.

Яркие цвета Sergio Tacchini

Фото: Sergio Tacchini

Третий теннисист, основавший собственный модный бренд – Серджио Таккини. Пятикратный чемпион Италии в парном разряде, в 1966 году он создает собственную компанию по производству спортивной одежды и обуви Sandys S.p.A. Главная идея первых коллекций Таккини – отказ от белого цвета, ставшего к тому времени традиционным для тенниса, в пользу ярких красок. В 1974 году в Уимблдонском турнире победил Джимми Коннорс: он вышел на корт в футболке Sergio Tacchini с зелено-красными рукавами. Футболка запомнилась и понравилась – и не только теннисистам, и в 1980-х бренд начинает создавать одежду и для других видов спорта: гольф, баскетбол, автоспорт и т.д. Эти линии тоже оказались успешными, и бренд Sergio Tacchini стал одним из самых авторитетных спортивных брендов в Италии: достаточно сказать, что именно ему доверили разработку и производство одежды и обуви для национальной сборной на Олимпийских играх в Атланте. Правда, в 2000-х годах у компании начались проблемы, и вскоре у нее сменились владельцы – ими стали бизнесмены из США и Гонконга. Впрочем, возможно, это даже пошло на пользу Sergio Tacchini: сегодня у марки больше 100 магазинов в разных странах.

И еще о теннисе и моде: в начале мая легенда мирового спорта Роджер Федерер стал одним из ведущих традиционного бала Института костюма Met Gala. И если непосвященных мог разочаровать его классический черный смокинг от Dior, то профессионалы знали: все дело в подкладке, для которой была использована ткань с роскошным принтом – культовые эскизы Карла Лагерфельда. К слову, когда Федерер впервые появился на Met Gala шесть лет назад, он применил похожий прием: тогда на нем был почти классический костюм Gucci, и «почти» — это о вышитой на спине огромной змее. «Бизнес спереди, вечеринка сзади», — пошутил теннисист.