На Лазурном побережье Франции вручены награды 76-го Каннского кинофестиваля. Автор «Курсива» делится мнением о фильмах-триумфаторах этого года и аргументирует выбор жюри.
Чем запомнятся Канны-2023
Конкурс Каннского кинофестиваля 2023 года обещал острую конкуренцию и убойную программу, ведь в ней были лучшие из лучших, сплошь обладатели «Золотых пальмовых ветвей», авторы гуманистических лент и живые классики: британец Кен Лоуч (у него сразу две «Пальмы»), немец Вим Вендерс, японец Хирокадзу Корээда и медитативный турецкий мыслитель Нури Бильге Джейлан (в его арсенале тоже одна «Золотая пальмовая ветвь» за «Зимнюю спячку», драму, снятую по Чехову). Одни киноманы с нетерпением ждали мастера душевных картин, полных своеобразного юмора и светлой печали – финского режиссера Аки Каурисмяки, не снимавшего аж шесть лет, но редко уезжавшего из Канн с пустыми руками (его отмечало и обычное жюри, и экуменическое (христианское), и непременно награждало ФИПРЕССИ). Другие хотели первыми оценить свежую работу британского режиссера Джонатана Глейзера, начинавшего с клипов для Massive Attack, Jamiroquai, Radiohead, а затем нашедшего себя в большом кино.
Увы, но неймдроппинг в этом сезоне так и остался красивым обещанием, по-настоящему впечатливших работ было несколько: во-первых, это старомодная, точнее, винтажная, глубоко сентиментальная, смешная и по-человечески теплая комедия Аки Каурисмяки «Опавшие листья» – о том, как в Хельсинки встретились два «опавших листа», два одиночества – грустная посудомойщица, бывшая сотрудница супермаркета, которую уволили за то, что она присвоила списанный сэндвич, и закладывающий за воротник сварщик.
Во-вторых, холодная, умная, слегка шокирующая «Зона интересов» Джонатана Глейзера о коменданте Освенцима, который живет тихой семейной жизнью со своей симпатичной семьей у ворот концлагеря, где людей жгут прямо у них под носом. В-третьих, чувственная, невероятно красивая драма о галльском умении жить и любить «Рагу (а точнее, потофе – это французское название блюда) Додена Буффана» от французского режиссера вьетнамского происхождения Чан Ань Хунга. Добавим сюда и «Анатомию падения» – острую семейную драму, завернутую для формы в судебный детектив, и получившую главный приз, подробнее о ней можно прочесть ниже.
Стоит отметить, что председатель жюри, шведский режиссер, двукратный обладатель «Золотой пальмовой ветви» Рубен Эстлунд и вся его команда отлично поработали и так или иначе отметили все самые интересные картины фестиваля, жаль только, что последнюю работу Беллоккьо «Похищенный» о еврейском мальчике, изъятом католической церковью, жюри не заметило.
Феминизм, деколонизация, фашизм: о чем снимали участники Каннского кинофестиваля
Если взять во внимание всех участников смотра, а не только тех, кто попал в основной конкурс, то на фестивале этого года выделяется несколько больших тем: во-первых, женские истории и феминистская оптика разного калибра, она практически во всех программах; во-вторых, это фильмы, посвященные фашизму – в этом году было сразу три картины, где так или иначе говорилось об этом позорном, но процветающем до сих пор явлении. Это было и в ленте призера смотра, получившего Гран-при – Джонатана Глейзера, наблюдающего за одной с виду милой семьей, живущей у порога Освенцима и делающей вид, что ничего не происходит: никто рядом не кричит, никаких выстрелов и лая немецких овчарок они не слышат, а то, что кругом едкий дым, сюда постоянно приносят чьи-то вещи, явно только что снятые с жертв, или в качестве игрушек их дети используют чьи-то золотые зубы, то это ничего страшного, ведь все эти ужасы не у нас дома, это за забором. Фашизму посвящено и документальное исследование Стива Маккуина «Оккупированный город», длящееся 4,5 часа, где режиссер рассказывает об Амстердаме, оккупированном Третьим Рейхом в годы Второй мировой. Автор показывает современные достопримечательности столицы Нидерландов, подробно рассказывая о том, что было с этим местом в те годы и какой холокост там был устроен. Впечатление работа производит довольно сильное и удручающее. Наконец, эта тема поднята и в новой части «Индианы Джонса», о которой «Курсив» писал – там американский археолог борется с фашистом, которого играет Мадс Миккельсен.
Еще одним большим сюжетом Канн-2023 стала тема деколонизации и геноцида коренных народов США, Австралии, стран Латинской Америки. Об этом новый фильм Мартина Скорсезе «Убийцы цветочной луны» и еще несколько конкурсных картин. Во-первых, это дебютная чилийская драма Фелипе Гальвеса из программы «Особый взгляд» – «Поселенцы» (Los Colonos), напоминающая о резне аборигенов, произошедшей в чилийской Патагонии в начале ХХ века (у них приз ФИПРЕССИ). Во-вторых, это двухчасовая полудокументальная лента Жуана Салавизы и Рене Надер Мессоры «Цветок бурити» (Crowra), рассказывающая о маленьком племени, борющемся в настоящее время за свое существование. Картина также была показана в «Особом взгляде», где команду наградили призом за лучший актерский ансамбль. И еще одна работа (в этой же программе) – австралийская драма «Новый мальчик» Уорвика Торнтона, спродюсированная Кейт Бланшетт, она там сыграла одну из главных ролей. Это картина о девятилетнем мальчике-аборигене, сироте, который был доставлен в отдаленный монастырь, управляемый монахиней-отступницей.
Кто победил? Женщина и французское кино!
Уже во второй раз за последние три года самая престижная награда Каннского кинофестиваля «Золотая пальмовая ветвь» осталась во Франции и уже во второй раз ее получила женщина – французская режиссерка, 44-летняя Жюстин Трие. Два года назад такую же награду получила ее коллега, автор скандального боди-хоррора «Титан», француженка Джулия Дюкорно, которая в этом году вошла в состав жюри. В 2021-м Дюкорно была лишь второй режиссеркой, получившей наивысшую награду Канн. Теперь в компании с ней и Джейн Кэмпион (та была награждена в 1993 году за свой фильм «Пианино» и долгие годы была единственной лауреаткой, завоевавшей «пальму») еще одна дама – Жюстин Трие. Она представила публике тонкую судебную драму «Анатомия падения», которая была в топе многих кинокритиков с самого начала, но максимум, что ей прочили – это награды в номинациях «Лучший сценарий» или же «Лучшая женская роль».
К удивлению, ее одарили «Золотой пальмовой ветвью». Похоже, гендерная несправедливость, царившая на международных фестивалях и премиях десятками лет, потихоньку устраняется.
К слову, в этом году из 21 конкурсной ленты около 30%, а точнее шесть из них, были сняты женщинами. Это, безусловно, прорыв.
О чем рассказывает победитель Каннского кинофестиваля 2023 года
Главной героиней истории становится немецкая писательница Сандра (Сандра Хюллер), которая живет где-то в предгорьях Альп со своим французским мужем-композитором Сэмюэлем (Сэмюэл Тейс) и их слабовидящим сыном-подростком Даниэлем (Майло Мачадо Гранер), а также псом Снупом (он там играет немаловажную роль и тоже был награжден «Собачьей пальмовой ветвью»). Начинается фильм с того, что немка Сандра дает интервью на английском у себя же дома – по манере себя вести и по тем ответам, которые она дает, сразу становится понятно, что она успешна, знаменита и всегда очень занята. Пока Сандра беседует, она отправляет ребенка погулять, а когда тот возвращается домой, он обнаруживает страшное – бездыханное тело отца, которое лежит на снегу у входа в их дом. То ли мужчина каким-то случайным образом выпал из окна их многоуровневого шале и размозжил себе череп, то ли кто-то его выбросил оттуда намеренно, то ли это вообще было самоубийство. Теперь главная подозреваемая Сандра. Ей нужно доказать, что она не убивала мужа, хотя у них были некоторые проблемы в браке, они и ссорились, и ревновали к успехам друг друга, и даже изменяли, но ведь это не повод для убийства?
Два с половиной часа зрители пытаются понять, что же на самом деле случилось с Сэмюэлем и стоит ли верить Сандре на слово. Чтобы доказать ее невиновность или же, напротив, вменить ей вину, с пристрастием изучается вся подноготная этого брака, со всеми их кризисами, конфликтами, счастливыми моментами и несчастными, а Сандре приходится рассказывать всем и про их отношения, и про ожидания и разочарования, и про свои сексуальные привычки, и даже объясняться за свое творчество, а судьям придется напрячься и решить, где здесь вымысел и интерпретация, а где настоящая жизнь и факты.
Получая приз, победительница произнесла мятежную речь о социальной политике Франции и своем несогласии с новой пенсионной реформой, чем вызвала недовольство, хотя бы потому, что ее проект снят на государственные деньги.
Во время вручения заметно погрустнели не только организаторы, не ожидавшие такого спича, но и автор «Зоны интересов» Джонатан Глейзер, которому большинство критиков прочили «Золотую пальмовую ветвь».
А вот финский мэтр Аки Каурисмяки, получивший третий по значимости Приз жюри, на церемонию вообще не пришел – как знал, он хоть и лидировал во всех опросах, но еще никогда не получал «Золотую пальмовую ветвь», почему-то его максимум – это Приз жюри. Что странно, ведь его кино любят, смотрят и ждут.
Вот такое потофе
Лучшим актером фестиваля стал японский актер Кодзи Якусё, сыгравший у Вима Вендерса уборщика токийских туалетов в «Идеальных днях». Кино получилось красивое, наивное, чистое и предельно простое, некоторые критики посчитали, что конкуренцию ему мог составить лишь Джуд Лоу, феноменально сыгравший короля Генриха VIII в «Подстрекательнице» Карима Айнуза. У того вышел такой отталкивающий образ сумасброда и деспота с гниющей после травмы ногой, что это достойно самых высших комплиментов. Поскольку обе картины с немецкой актрисой Сандрой Хюллер, сыгравшей аж в двух фильмах фестиваля, наградили («Анатомия падения» и «Зона интересов»), лучшей актрисой назвали Мерве Диздар из драмы Нури Бильге Джейлана о харассменте в школе «О сухих травах». Приз за сценарий неожиданно достался хорошей, но не выдающейся ленте «Монстр», снятой Хирокадзу Корээдой. Его назвали «Расемоном» с участием подростков – история одного школьного буллинга рассказывается с нескольких точек зрения.
Завершить все хочется визуально самым роскошным и по-настоящему французским фильмом этого года – экранизацией романа Марселя Руффа, написанного в 1924 году, «Жизнь и страсть Додена Буффана, гурмана». Режиссер вьетнамского происхождения, давным-давно живущий во Франции, Чан Ань Хунг снял свою оду французским кухне и образу жизни, где абсолютно все вопросы можно решить за столом, попивая вино и поедая изысканные блюда, а то, что на французском столе даже обычный, казалось бы, сыр, становится произведением искусства, никому доказывать не надо. За эту гастрономическую поэму, приглашающую нас ценить и любить жизнь и получать от нее удовольствие, даже просто трапезничая, Чан Ань Хунг и получил приз как лучший режиссер.
Итак, события в фильме происходят в 1885 году. Знаменитый гурман Доден (Бенуа Мажимель) живет вместе со своей любимой женщиной – замечательным поваром Южени (Жюльет Бинош), они любят друг друга, но Южени не хочет выходить за него замуж, ей достаточно того, что у них есть – они одержимы друг другом и общей страстью – кулинарией, они часами или готовят еду, или готовятся к своим умопомрачительным ужинам, или дегустируют, что у них получилось, смакуя все подробности и вызывая обильное слюнотечение у зрителей. Поначалу зрителю немного скучно, ведь все показанное больше похоже не на кино, а на кулинарное шоу в live-режиме, где целых два с половиной часа зритель находится в самом сердце гастрофеерии – кругом красивейшие сложносочиненные блюда: скворчащие на сковороде перепела, фаршированные трюфелями куропатки, поданные к столу на тарелках из ньонского фарфора, закипающие супы с прованскими травами, потрясающе приготовленная свежая рыба, только что нарезанные ароматные сыры, всевозможные морепродукты, деликатесные пироги и десерты вроде груши в вине. Все это выглядит как настоящее фуд-порно, не зря ведь кулинарным экспертом выступил знаменитый шеф-повар Пьер Ганьер, у которого 14 звезд Мишлен. И лишь пробивающий до слез финал все расставит по своим местам и докажет, что никакое это не фуд-порно, а что-то из вечного. Как французское потофе.