Золотодобывающим компаниям надо разрешить продажу сплава Доре (сплав Доре содержит не менее 70% золота и серебра и является сырьем для аффинажных заводов, которые выпускают из него золото аффинированное золото или так называемые 9999) зарубежным покупателям, а Национальный банк лишить права преимущественной покупки производимого в Казахстане золота, считает управляющий директор по корпоративно-финансовой стратегии компании «Алтыналмас» Руслан Серикбай.
«Наше предложение к регулирующему органу: разрешить экспорт Доре для аффинажа на зарубежных аффинажных заводах, как это было до 2014 года, разрешить золотодобывающим компаниям реализацию аффинированного золота на международный рынок, разрешить золотодобывающим компаниям вывоз аффинированного золота для реализации зарубежным покупателям», — сказал он в ходе конгресса АММ-2023.
В среднем золотодобывающая индустрия теряет более $8 млн в месяц из-за разницы между лучшей спотовой ценой на золото на Лондонской бирже и стоимостью покупки золота Нацбанком по текущей формуле (котировальный период составляет месяц).
В 1994 году Национальный банк получил приоритетное право на приобретение аффинированного золота для пополнения золотовалютных активов. Однако активно пользоваться этим правом регулятор стал с 2014 года, наращивая долю золота в золотовалютных резервах.
Серикбай отметил, что в 2022 году Нацбанк постепенно продал около 120 тонн золота на внешних рынках, пополнив валютные активы на $7 млрд. За счет этого доля золота была снижена за прошлый год до 58% с 68% на начало 2022 года. В этом году Нацбанк намерен продолжать снижение доли золота в составе резервов до 50-55%.
По его словам, изначальные цели, поставленные Нацбанком в 2014 году, были достигнуты. Это создает предпосылки для отказа Национального банка от использования права преимущественной покупки и создает возможности для горно-металлургического комплекса по привлечению финансирования от международных финансовых институтов.
Кроме того, Серикбай считает, что аффинажный завод «Тау-Кен Алтын» («дочка» «Тау-Кен Самрук» — дочерняя структура «Самрук-Казыны») уже не нуждается в поддержке государства, поэтому золотодобывающие компании должны получить право продавать сплав Доре за рубеж.
Казахстан экспортировал более 300 тонн золота с 2003 до 2014 года. В 2014 году был запущен завод «Тау-Кен Алтын». В целях поддержки завода, плановая мощность которого составляла 25 тонн в год, Казахстан ограничил экспорт сплава Доре. В 2014 году завод произвел 6 тонн, в 2015 году – 10 тонн, в 2016 году – 12 тонн, в 2017 году – 18 тонн золота. После этого рост продолжился. В 2022 году производство составило 56 тонн по сравнению с 51 тонной в 2021 году, 34 тоннами – в 2020 году, 29 тоннами – в 2019 году, 23 тоннами – в 2018 году.
Чтобы получить стандарт London Good Delivery, завод должен был выйти на производство 10 тонн в год и поддерживать этот уровень в течение трех лет. В 2019 году «Тау-Кен Алтын» был включен в перечень поставщиков London Good Delivery. По мнению Серикбая, «Тау-Кен Алтын» превратился в самостоятельного аккредитованного игрока, способного существовать на рыночных условиях. Поэтому он считает административную поддержку завода неактуальной, а также ограничивающей развитие золотодобывающих компаний.
«Дальнейшая поддержка такими административными методами уже не помогает «Тау-Кен Алтыну», но очень сильно вредит золотодобывающей индустрии», — сказал он.
Компания «Алтыналмас» произвела в прошлом году 524 тыс. унции золота, став третьей по объему производства в Казахстане. Однако, по его словам, золотодобывающим компаниям приходится идти глубже в поисках золота в условиях снижения среднего содержания металла в руде с 13 граммов на тонну 50 лет назад до 1,3 грамма на тонну в настоящее время. Большинство казахстанских месторождений показывают 1-2 грамма на тонну золота. Более высокие показатели на месторождении Бакырчик (согласно отчету Polymetal, которая занимается разработкой месторождения, за 2022 год, содержание золота в руде на Бакырчике составляет 5,13 грамма на тонну), где недропользователю пришлось решить вопросы с так называемой упорной рудой, из которой сложно извлекать золото.
В ответ на сложность работы с новыми месторождениями золотодобывающие компании укрупнялись и их количество сократилось до 26 в 2021 году с 46 в 2010 году, средний объем ресурсов на компанию вырос до 49 млн унций с 28 млн унций ранее.