Для фанатов сериалов начало лета стало сезоном прощаний, закончилось сразу несколько хороших шоу: «Тед Лассо» (3 сезона), «Удивительная миссис Мейзел» (5 сезонов), «Барри» (4 сезона) и, увы, «Наследники» (4 сезона). Особенно непросто прощаться с последним в этом ряду, ведь такой микс античной трагедии, психоаналитического хоррора и комедийного шоу, происходящего в современных бизнес-джунглях вряд ли кто еще выдаст. «Курсив» расскажет о заключительном сезоне Succession без спойлеров.
Детище известного британского сценариста и продюсера Джесси Армстронга ушло на пике — красиво, сильно, эффектно, вызвав одновременно катарсис и горечь, что все закончилось или закончилось не так, как многие ждали. В день, когда появилась финальная 10 серия четвертого сезона тег #Succession (оригинальное название сериала) оказался в мировых трендах Twitter, а его обсуждали все от звезд до акул бизнеса.
О чем сериал и три предыдущих сезона? (Для тех, кто не видел)
«Наследники» — это сериал о бизнес-империи семьи американских медиамагнатов по фамилии Рой. Долгое время они были лучшими из лучшими, богатейшими из самых богатых, но патриарху семейства, великому и ужасному Логану Рою (умопомрачительный Брайан Кокс) пора уйти на покой и передать свое королевство кому-то из своих наследников. А их у него четверо: непомерно амбициозный сын Кендалл, которому он обещал завещать все в его 7 лет (Джереми Стронг), единственная дочь Логана — Шивон (Сара Снук), карьеристка, умница, но циничная и беспринципная. Плюс еще два сына: средний Роман, у него статус шута и пошляка (великолепный Киран Калкин) и самый старший сын от первого брака, никудышный Коннор (Алан Рак), который живет с экс-проституткой и тратит отцовские деньги на свои президентские кампании. В итоге разворачивается такая игра за престол и папины деньги, что Логан и сам в шоке. «Курсив» подробно писал о проекте и разбирал его драматургические основы. Чем цепляет сериал? Почему Логана называют то Королем Лиром, то древнегреческим Зевсом, то его отцом Хроносом, по легенде уничтожившем всех своих детей? Обо всем этом можно прочитать в «Курсиве» здесь (в тексте содержатся небольшие спойлеры).
Все три сезона «Наследников» держат не хуже котировок акций в очередной финансовый Армагеддон, в первых сериях мы видим, как Логан дразнит своих детей наследством, откровенно издевается над ними, проверяет на прочность и смотрит что из этого выйдет, во втором сезоне он продолжает уничтожать свою империю и главным образом своих детей, а в третьем мы уже видим яростный бунт против него со стороны родных чад – с привлечением СМИ, судов, правительственных расследований, ФБР и вмешательства президента. Тогда его токсичные наследники Рои впервые становятся настоящей семьей.
Чтобы освежить события в памяти, напомним чем закончился третий сезон — карьерист и родной зять Логана Том (Мэттью МакФэдиен) предал свою супругу Шив, ее братьев Кендалла и Романа и перешел на сторону Логана. Тот хочет завершить начатую сделку по слиянию глобального американского медиа-конгломерата Waystar Royco со шведским айти-стартапом GoJo. Дети хоть и против, но свыклись с поражением и решили, что начнут все заново и сами заработают свои миллиарды без отца. Но как только у них появилась возможность ему насолить, они долго думать не стали и включились в игру с миллиардным джек-потом.
Что происходит в четвертом сезоне?
В новых сериях зритель застает младших Роев не в самый лучший момент: Кендалл переживает личностный и семейный кризис — хотя он еще с предыдущих сезонов живет один, но он все равно умудряется по-прежнему ругаться с бывшей супругой. Шив и Том в процессе развода, но развестись богатым не так-то просто, поэтому пока формально они все еще в браке. Роман не нашел ни пару, ни новую милфу, которая бы его также вдохновляла как когда-то это делала подруга отца — Джерри. А Коннор вообще решил вдруг устроить помпезную свадьбу, но, естественно, всем не до него.
«Вы все малые дети, которым нужна любовь отца и признание, а я куст, который вырос на камнях и питался сдохшими насекомыми, мне не нужна ничья любовь», — грустит он в баре перед своей свадьбой и выговаривает это родным.
Но ни на одного из его родственников это не производит впечатления.
Хотя в семьях у Роев полный бедлам, зато в бизнесе у детей Логана открывается новое дыхание. Кендалл, Шив и Роман вдохновлены, они сближаются и пытаются помешать продаже семейного медиа-гиганта Waystar RoyCo, включающего в себя несколько новостных телеканалов во главе с ATN, который сейчас возглавляет муж Шив — Том. По мнению младшего поколения Роев, новый потенциальный хозяин — скандинавский вундеркинд Лукас Мэттсон (потрясающий Александр Скарсгард) убьет компанию. Они сами видят что их компании требуются обновления и колоссальная перезагрузка, но считают, что сами могут с этим справиться. Рои уверены, что они и без участия всяких непрошенных гостей способны переформатировать свой бизнес под новые запросы, при этом активы оставят при себе. А то, что их компания Waystar Royco всегда была консервативно настроена, старомодна и в президентских кампаниях они всегда поддерживали республиканцев, то ничего страшного. У тех тоже большая аудитория и им тоже нужно поспевать за временем. Но у акционеров и будущего покупателя другое мнение.
Надо сказать, что герой Скарсгарда, использующийся сценаристами как антагонист — большая находка нового сезона. Образ неоднозначный, богатый, явно вдохновленными бизнесменами новой генерации вроде Илона Маска и Марка Цукерберга. Он умный, непредсказуемый, загадочный и в нем нужная порция придури и странностей, чтобы делать борьбу Роев с ним интересной. К тому же, в нем — в этом наглом, дерзком, неизвестном до первого миллиарда стартапере, варяге, воюющем за аудиторию на цифровых сервисах, воплощены все потайные страхи американских бизнесменов старой гвардии. Они видят в таких как он угрозу, ведь те делают колоссальные деньги на том, что первые даже не считали каким-то надежным бизнесом. Эта молодежь меняет бизнес-парадигмы, свергает титанов, двигает глыбы и тектонические плиты в деловой сфере и делает это все с неизменной ухмылкой на лице — никакого уважения к мастодонтам.
«Они — викинги, а мы воспитаны волками» — утешают друг друга американцы до ужаса боящиеся этих радикально настроенных европейцев.
Забавно наблюдать за различиями и культурными средами в американском и европейском бизнесе. По фильму если у первых все строго, по букве контракта и каждый последующий шаг просчитан до тысячных, то у европейцев будто все расслаблено и, как говорят сейчас, «на чиле». Их встречи — это битвы нового поколения, когда все участники вроде улыбаются друг другу, пьют и едят вместе, но приходят на встречи вооруженные до зубов, и при случае готовы порвать друг друга на кусочки, съесть и не поперхнуться.
Почему четвертый сезон вышел таким удачным?
В финальных сериях сценаристы «Наследников» завершают практически все начатые ранее сюжетные линии и дают высказаться всем главным персонажам своей истории. Более того, действующие лица этого шоу проходят через полный цикл жизни американских бизнесменов, зарабатывающих на медиа — мы видим не только их взлет, падение, их рождение и смерть, почести или забвение, но и все промежуточные этапы. Одно из них — это участие в президентских кампаниях и медийная манипуляция электоратом (есть эпизоды, которые не могут не ассоциироваться с президентством Дональда Трампа, которому сейчас грозит 400 лет тюрьмы). Столкнутся герои и с вечной американской дилеммой, что выбрать свои либеральные ценности и демократические принципы или же власть и большие деньги? Пусть даже пока призрачные?
Интриги и эпизоды борьбы выстроены в сериале великолепно — многие герои работают на два фронта, ведь главный принцип тамошних героев — это выгода, а она вероятнее если попытаешься усидеть на двух стульях. При этом каждому герою сценаристы дают свою и очень мощную мотивацию. Здесь будут не только победы, но и поражения, разочарование в людях, боль предательств, обиды, словом, все, что вызывает сильные эмоции и коррелирует с теми, кто это смотрит. Финальный сезон — это драма в полном объеме.
И поскольку «Наследники» — это прежде всего сериал о семье, в четвертом сезоне авторы умудряются задействовать все известные виды семейных травм. Теперь это не только сложные отношения с отцом и вечные попытки получить его одобрение и привлечь его внимание, но и множество других, например, трудности бракоразводного процесса, когда партнеры на прощание пытаются сделать друг другу как можно больнее, а потом притворяются, что это их совсем не задело.
«Ты не только меня не уничтожил, ты меня даже не поцарапал», — говорит Шив Тому и явно врет.
Стоит сказать, что линия Тома и Шив в новом сезоне заиграет новыми красками и подарит немало отличных эпизодов.
Особо отметим юмор проекта, он здесь по-прежнему на высоте — циничный, издевательский, хулиганский, оцените хотя бы слова сказанные о Логане: «Все свою карьеру он разминал эту страну как гончар глину и сделал ее прекраснее», — говорит кто-то из партнеров. «Ага, и вылепил ее в форме члена» — иронизируют в ответ.
Последняя серия — шедевр, в котором выстрелят все «чеховские ружья» и финал получится одновременно горьким и смешным, закономерным и неожиданным. Обрамит это все выдающаяся музыка Николаса Брителла. Грустно, но «Наследники» завершились. Что ж это были прекрасные 2340 минут и 39 эпизодов.