Глобальные зернотрейдеры прекратили экспортировать российское зерно

Опубликовано
Глобальные зернотрейдеры прекратили экспортировать российское зерно. Фото: shutterstock

С началом нового сельскохозяйственного сезона, 1 июля, три крупных мировых зернотрейдера Cargill, Louis Dreyfus и Viterra прекратили экспортировать зерно из России, о чем предупреждали с марта 2023 года, пишет российское информагентство «Интерфакс».

За время работы глобальных зернотрейдеров в России появились крупные местные игроки, поэтому уход Cargill, Louis Dreyfus и Viterra не угрожает экспорту, заявил «Интерфаксу» председатель правления российского союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. Он напомнил, что в случае с Viterra ее российская «дочка» сменила название и продолжит деятельность в качестве самостоятельного экспортера.

По его словам, иностранные зернотрейдеры, принимая решение о приостановке операций в России, скорее всего учитывали скрытое санкционное давление, которое «продолжают испытывать все экспортеры, без различий в происхождении акционеров».

Уход глобальных зернотрейдеров может серьезно сказаться на отгрузке зерна через черноморские порты, где на их долю приходилось около 20%, считает генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. Если место Cargill, Louis Dreyfus и Viterra в России займут госкомпании, это может негативно сказаться на уровне конкурентности на рынке.

При этом, по его мнению, уход иностранных компаний не должен сильно отразиться на обеспечении покупателей российского зерна. «Если говорить о конечных рынках, то в поставках российского зерна на них, как правило, принимают участие, наряду с тремя «мультиками», и российские компании. Да, на рынках некоторых стран, например, Саудовской Аравии или Мексики, или Нигерии, доля «наших иностранцев» была велика, но там присутствуют и российские экспортеры», – приводит «Интерфакс» слова Рылько. 

По оценке генерального директора компании «ПроЗерно» Владимира Петриченко, доля этих трех компаний в экспорте российского зерна составляла 16%, но рынок фактически «уже сынтегрировал уход глобальных зернотрейдеров, уже везде, где надо, соломку подстелили».

Петриченко предположил, что бывшие «дочки» глобальных зернотрейдеров могут сохранить свои функции, а последние будут закупать у них зерно на условиях FOB, в соответствии с которыми продавец обязан обеспечить доставку зерна в порт и погрузку на указанное покупателем судно.

Со ссылкой на данные Российского зернового союза в публикации говорится, что «МЗК Экспорт» в 2022/2023 сельхозгоду (июль – июнь) отгрузил на экспорт 3,7 млн тонн зерна против 2,9 млн тонн годом ранее, «дочка» Cargill – 2,3 млн тонн против 1,4 млн тонн, «Луис Дрейфус Восток» («дочка» Louis Dreyfus) – 1,2 млн тонн против 0,8 млн тонн.

По прогнозу Минсельхоза, экспорт зерна из РФ в 2022/2023 сельхозгоду может превысить 55 млн тонн, в 2023/2024 сельхозгоду – 50–55 млн тонн.

Казахстан на фоне роста нелегального ввоза зерна из России был вынужден в апреле 2023 года запретить на полгода импорт пшеницы, чтобы сдержать падение цен на внутреннем рынке.

Традиционно Казахстан экспортирует около 7 млн тонн зерна и муки в зерновом эквиваленте. В текущем сельхозгоду, который завершится в Казахстане в августе 2023 года, казахстанские производители планируют увеличить экспорт зерна и муки до 9 млн тонн.

Читайте также