«Патриархат — это болезнь»: рецензия на ироничную феминистскую комедию «Барби»
«Барби» Греты Гервиг — это яркий, веселый и при этом довольно отрезвляющий двухчасовой парад феминистских лозунгов. По идее авторов он должен привести в чувство всех женщин мира и помочь им очнуться от многовекового патриархального гипноза. У кинообозревательницы «Курсива» почти получилось уверовать в Барбилэнд как единственную форму общественно-политического устройства. Увы, окончательно поверить в месседж сестер по оружию помешало два фактора. Каких? Читайте ниже.
Во-первых, это шутливый финал «Барби», нивелировавший все, что было сказано героинями картины до, а во-вторых, лучшая роль в этом фильме досталась опять мужчине — Райан Гослинг умудрился даже в оде женщинам оттянуть все одеяло на себя и украсть шоу у идеальной Марго Робби и всех ее подруг. Все ждали экзистенциальный кризис Барби, а получили его от ее друга — Кена, который, наконец, понял, что он — Kenenough, то есть ему достаточно быть просто Кеном, без Барби (enough — с английского: достаточно).
Промо-кампания «Барби» была одной из лучших за последние годы — так раскачать картину от инди-режиссерки смог бы не каждый продюсер. Задолго до того как проект вышел в прокат, народный креатив создал тонны мемов, посвященный любимой героине своего детства. А день премьеры в один день с подчеркнуто маскулинным «Оппенгеймером» Нолана создал дополнительные смыслы и обозначил битву мировоззрений: черный, мрачный мир против яркого, подчеркнуто розового, архаичное прошлое против гипотетического будущего. В Казахстане дистрибьюторы Sulpak Cinema устроили шумную премьеру — с большим количеством гостей, косплееем наиболее удачных образов самой продаваемой куклы в мире и красной дорожкой. Тем более, что праздник совпал семилетием алматинского кинотеатра Lumiera.
Оправдала ли лента ожидания? Если вы женского пола, и вам близки идеи феминизма (а каким женщинам они не близки?), то да.
Начало «Барби» довольно остроумное, ведь отдает дань почтения великой научно-фантастической саге Кубрика «2001: Космическая одиссея», только там мы наблюдали как после внезапного появления в австролопитекской пустыне загадочного черного монолита зародилось и стало развиваться человечество, а здесь мы наблюдаем зарождение современной женщины после появления в этой же пустыне куклы Барби в исполинский рост. Этот эпизод картины использовался в промо-кампании, так что можно его рассказать в мельчайших подробностях. Голос за кадром рассказывает, что девочки всегда играли в куклы с самых древнейших времен, но игрушки у них были однотипными — младенцы и пупсы, с которыми приходилось нянчиться, так из девочек готовили будущих матерей и воспитательниц. Все изменила Барби — гламурная кукла в черном-белом купальнике, созданная компанией Mattel. Она явилась в этот мир в 60-х как тот самый кубриковский монолит и в корне изменила женщину. Девочки перестали мечтать о том, чтобы поскорее выйти замуж и нарожать как можно больше румяных младенцев, они захотели стать такой же как Барби — идеальной красавицей в нарядном платье и туфлях, которая целыми днями может прихорашиваться, принимать ароматные ванны, завтракать вафлями и не полнеть, и ездить на своем кабриолете куда вздумается.
Внимание! В тексте есть спойлеры!
Главной героиней «Барби» стала одна из одноименных кукол — так называемая Стереотипная Барби (Марго Робби). Ее жизнь — одно сплошное розовое, ванильное облако, ведь она без забот и хлопот живет в райском Барбилэнде вместе с подружками, которых тоже зовут Барби. Они умные: есть Барби-физик (Эмма Маки из сериала Sex Education, которую считают очень похожей на Марго Робби), Барби-писательница (Александра Шипп), Барби-дипломат (Никола Кохлан) и Барби-президент (Исса Рэй), а она (Марго) — красивая. Каждое утро Стереотипная Барби просыпается, принимает душ без воды (куклам ведь он не нужен), «ест» пластмассовую еду, одевается во все самое лучшее и прыгает в свой кабриолет с крыши (ведь именно так перемещаются игрушки в пространстве. У нее есть свой Кен, «просто Кен» (Райан Гослинг), которого придумали как приложение к Барби. Естественно, он безнадежно в нее влюблен, а Барби этого и не замечает, ведь таких Кенов здесь полон пляж — есть Кен-азиат, черный Кен, Кен, умеющий делать сальто и танцевать, выбирай на любой вкус.
Если не считать низкого статуса Кенов и вечную дискриминацию друга Кена — Алана, — он здесь вообще «белая ворона», мечтающая сбежать от всех этих барби-кенов куда подальше, в Барбилэнде все идеально. Во всяком случае, девушки живут в свое удовольствие, занимаются наукой и технологиями, получают Нобелевские премии, и управляют Верховным судом, все 12 судейских мест у Барби. Идиллию нарушает Стереотипная Барби, которая вдруг ни с того ни с сего однажды заговаривает о смерти. С этого момента все в ее жизни начинает резко ухудшаться. В один прекрасный день она замечает, что все вокруг ненастоящее и происходит самое ужасное — ее знаменитая негнущаяся стопа становится плоской как у людей, а на бедрах появляется целлюлит!
Подружки советуют ей обратиться к изгою — Странной Барби (Кейт Маккиннон), кукле с испорченными волосами и макияжем, находящейся в вечном шпагате, которая знает чуть больше, чем остальные. Та открывает тайну — дурные мысли и экзистенциальная тревога у нее от той девочки, что владеет ею в реальном мире. Ей срочно нужно ее отыскать и попробовать все исправить.
Когда Барби отправляется в путешествие, за ней увязывается ее вечный «хвостик» — Кен.
Увы, новый мир, который населяют люди оказывается к Барби жесток, люди смеются над ее кукольными нарядами, а первые встречные девочки заставляют ее снять розовые очки и сообщают, что она своей идеальной внешностью всех раздражает и заставляет всех женщин чувствовать себя плохо с тех пор, как ее изобрели. Боссы из компании Mattel (Уилл Фаррелл) и вовсе устраивают на нее охоту. Они пугают, что если она не вернется домой, то это приведет к необратимым последствиям для обоих миров. Зато Кен наоборот открыл для себя удивительный и такой привлекательный для него мир патриархата, где всем заправляют мужчины и его уважают просто за то, что он мужского пола. Узнав об этом блондинистый истукан спешит на родину, чтобы совершить дома гендерную революцию, что и случилось. Теперь спасти Барбилэнд от беды может только сама Барби и ее подруги: мать-одиночка Глория (Америка Феррера) и ее дочь Саша (Ариана Гринблатт).
Фильм Греты Гервиг с одной стороны очень забавный и остроумный (над некоторыми эпизодами зрители, а особенно зрительницы смеются во весь голос), с другой стороны, он примерно такой же как негнущиеся стопы Барби, он довольно жестко, прямолинейно и порой в дидактическом форме комментирует все, что мы обсуждаем в последнее время: сексизм, объективацию, дискриминацию, харассмент, мизогинию, газлайтинг, менсплейннинг, слатшейминг, виктимблейминг, бодипозитив, в общем все лучшие слова из лексикона современной женщины. Благодаря этому «Барби» порой становится похожим на методичку по гендерным проблемам.
Зато другие сцены наоборот вызывают в зале самую горячую поддержку — и одним из самых запоминающихся спичей становится речь одной героини о противоречивых стандартах, в которое загнало нас общество. К примеру, с одной стороны, материнство хорошо, но когда женщина начинает говорить об этом часто, это вдруг становится всем скучным. Общество частенько требует от своих членов интеллекта выше среднего и независимого мнения, но если его осмеливается демонстрировать женщина, то она сразу же переходит в разряд своенравных, с характером. Женщина должна быть сексуальной и раскованной, но не слишком, чтобы не прослыть чересчур доступной. Она имеет право отказывать мужчинам, но только так, чтобы не задеть его хрупкое эго. Женщины должны носить каблуки и привлекательную одежду, но случись что ужасное, сразу скажут, что она это все сама спровоцировала своим внешним видом. Таких противоречий из жизни женщин можно набрать несколько томов.
Однако главная претензия к картине в том, что лучшую роль в посвящении женщинам, Грета Гервиг отдала мужчине. Райан Гослинг в этой ленте неподражаем — он играючи крадет шоу у всех, он получился смешным, трогательным, ранимым. В фильме Гослинг не только мастерски играет и щеголяет в пестрых нарядах, но и танцует и поет, а его песня «Я просто Кен» уже стала сетевым хитом. К тому же, роль мужчины, чья пожизненная миссия — быть аксессуаром вышла у него не просто очаровательной, а по-настоящему глубокой. Сам актер рассказывал, что согласился сыграть Кена сразу же, как только прочел сценарий. «Мне было очень интересно изнутри взглянуть на трагедию персонажа, которого с самого момента появления не воспринимают как самостоятельную единицу, он является лишь приложением к Барби. Барби без Кена бывает, она прекрасно живет и без него, а вот Кен без Барби — жить уже не способен», — рассказывал он в одном своем интервью. «Однажды я шел по улице и увидел как кем-то брошенный игрушечный Кен, лежит в грязи, уткнувшись прямо в нее лицом, тогда я понял, что однажды эта история должна быть рассказана и вот она здесь», — смеется он. А вот исследовать экзистенциальные проблемы Барби, у Гервиг будто бы не хватило терпения. Перебросившись парой фраз о конечности бытия и пошутив о Барби в депрессии, в комплекте к которой бесплатно идут фобии, тревожность и панические атаки, режиссерка закругляет тему, используя сюжет недавней Русалочки. Только вот финал кажется выдуманным для смеха.
В заключение, стоит похвалить художницу-постановщицу «Барби» Сару Гринвуд — благодаря работе ее команды в картине продемонстрирована потрясающая работа костюмеров. Художники не забыли не только про самые хитовые наряды и аксессуары Барби, но и самые забавные лимитированные серии игрушек из вселенной этой красавицы, к примеру, неформальный Кен с серьгой в ухе, беременная кукла Мидж, собака Таннер, которая умеет оставлять после себя продукты жизнедеятельности (к счастью, игрушечные). В общем, с матчастью у «Барби» никаких проблем.
«Барби» — это смелое, необычное, модное и остро востребованное кино, жаль только большая часть аудитории, привлеченная широкой рекламной кампанией, вряд ли будет в таком же восторге, что и критики. Рекомендуется смотреть всем женщинам, и их мужчинам, хотя бы для того, чтобы понять, что интересы современных дам не ограничиваются гороскопами, нумерологией и шоппингом. Есть в жизни вещи и поважнее.