Истории

Аналитики оценили экономику Казахстана

Потенциал роста ряда индустрий сдерживается усилиями государственных органов / Shutterstock

Рыночные силы в Казахстане по-прежнему слабы. Общие мультипликаторы низки, основу выпуска в отраслях занимает валовая добавленная стоимость, а не промежуточное потребление. Об этом говорится в отчете «Казахстан в контексте мира: характеристики экономики» за июль 2023 года, подготовленном командой DESHT на основе данных из открытых ресурсов Всемирного банка и Азиатского банка развития, а также адаптированных методологий по анализу экономической сложности.

Согласно отчету, то, что рыночные силы слабы, может свидетельствовать о том, что
специализации и обмена полноценно не происходит (все операции самостоятельно), в том числе из-за высоких транспортных и трансакционных издержек. При этом не подтверждается тезис о низком уровне местного содержания в масштабах экономики – Казахстан не сильно отличается от развитых стран.

Также в исследовании говорится, что доходы от промышленного сырья искусственно раздувают уровень потребления, несвойственный аграрной экономике. По его структуре Казахстан больше схож со странами Восточной Европы, чем с развивающимися, что не поддерживает распространенный тезис о повсеместной бедности в стране. По этой же причине в ВВП методом конечного потребления значителен размер чистого экспорта, что занижает доли остальных компонентов.

«По структуре производства Казахстан встроен в периферийную цепочку стран с богатыми ресурсами, расположившись между Монголией и Россией. В то же время в этой цепочке присутствуют развитые Австралия, Норвегия и Канада, что свидетельствует о том, что это не является приговором для экономики. Потенциал роста ряда индустрий сдерживается усилиями государственных органов (например, сдерживание тарифов в коммунальных услугах или чрезмерное регулирование трудоемкой обработки)», – говорится в сообщении.

Бизнес-услуги и технологичная обрабатывающая промышленность находятся в «зачаточном» состоянии по мировым меркам и имеют изначально низкие предпосылки для роста. Их чрезмерное регулирование по стандартам развитых стран опасно, особенно учитывая их критическую значимость для перехода в постиндустриальный мир.

Казахстан является небольшой экономикой в мировом масштабе. Размер мирового ВВП в 2021 году составил $96,3 трлн, из которых 56% приходилось на развитые страны (количественно, их 22%). В то же время ВВП Казахстана составлял $185 млрд, или менее 0,2% от мирового.

Также в отчете говорится, что по общему мультипликатору выпуска Казахстан уступает развитым странам практически по всем индустриям. В казахстанских индустриях в целом низкий уровень закупок на единицу выпуска, без привязки к отечественным или импортным. Это может свидетельствовать о примитивности экономики и неполном раскрытии потенциала рынка (множество операций «in-house» вместо специализации и обмена).

«Причиной могут служить географические и институциональные вызовы, создающие трансакционные издержки. Все это препятствует запуску «спирали роста» по классической экономике. Исключением являются индустрии социального блока. Казахстан находится в рамках диапазона развитых стран и даже опережает их по государственному управлению и здравоохранению», – говорится в сообщении.

С полным отчетом можно ознакомиться по ссылке.

Ранее в обзоре Applied Economics Research Centre за июль 2023 года говорилось, что ВВП Казахстана по итогам 2023 года может вырасти на 4,3-4,4%. В июле сообщалось, что Азиатский банк развития улучшил прогноз по росту экономики Казахстана в 2023 году до 3,9% с 3,7%, прогнозировавшихся в апреле.