Экс-президент Нурсултан Назарбаев отказывался заводить дело на своего зятя Рахата Алиева из-за двух пропавших топ-менеджеров Нурбанка, его удалось уговорить с третьего раза. Об этом рассказал экс-председатель Комитета национальной безопасности Амангельды Шабдарбаев.
Что произошло. В интервью YouTube-каналу Abay Live генерал-лейтенант Шабдарбаев рассказал подробности уголовного дела в отношении Рахата Алиева. По его словам, первым, кто поднял вопрос о возбуждении дела, стал он.
«В 2007 году был случай с Нурбанком. Мне в руки попали документы, из которых становилось понятно, что к исчезновению банкиров причастен Рахат. Я пришел к Нурсултану Абишевичу и сказал, что у меня есть материалы, давайте возбудим дело в отношении Алиева. Он спросил меня, в своем ли я уме. Ты что, хочешь затронуть мою семью, спросил. Можно сказать, что выгнал меня из кабинета», — рассказал экс-председатель КНБ.
Назарбаеву, по его словам, также не понравилось, что генерал поднял вопрос о возбуждении дела снова. Но Шабдарбаев решил завести разговор и в третий раз.
«8 мая мы сидели за журнальным столиком. Я сказал, что надо возбуждать дело, народ шумит, банкиры пропали, и к этому причастен Алиев, а дальше посмотрим. Сказал, что я за свои слова и действия отвечаю. Он указал на меня пальцем и сказал: «Ой, как ответишь».
Он спросил меня: «Что нужно делать?», я ответил, и он согласился. Я сказал, надо дать десять дней министру МВД и прокурору на то, чтобы найти пропавших банкиров. А если не найдут, спросил он. Если не найдут, вы же говорили, что можете освободить от должности», – передал цитаты из своего диалога с Назарбаевым генерал.
По словам Шабдарбаева, экс-президент, перед тем как было начато дело против Рахата Алиева, просил предупредить зятя об этом:
«Рахат собрал всех: жену, охрану, сел в самолет и улетел. Я знал о его планах, но ничего не предпринял. (…) Если бы я не сделал так, и он остался в Казахстане, он бы не стал давать что-то против президента. Он же его зять, я бы не смог ничего сделать: не смог бы зайти к нему домой, санкцию бы не дали. Человек, который говорил мне: «Ой как ты ответишь», показал бы мне. После того, как он стал давать материалы, президент сказал не жалеть его».
Генерал также признался, что после возбуждения дела разговаривал с Алиевым по телефону. Он просил отойти «в сторону».
«Он мне сказал: «Вы же умный человек, я не прошу меня защищать, вы просто отойдите в сторону. Что хотите – я все сделаю». Я сказал: «Ты скажи, где лежат тела банкиров, потому что его отец ко мне приходит и говорит: «Мне не будет покоя ни в этом, ни в том мире, пока не найду тело моего сына и не похороню». Это был отец Хасенова. Алиев мне сказал: «Сейчас в Казахстане три тысячи не раскрыто, будет три тысячи одно». Я ответил, что так не могу, и на этом наш разговор закончился», — заявил Шабдарбаев.
Сейчас он думает, что ему «надо было немного подыграть Алиеву, сказать, что отойдет в сторону. Тогда бы они могли встретиться в нейтральной стране, и он бы мог рассказать генералу много чего».
Кто такой Амангельды Шабдарбаев. Он был начальником Службы охраны президента, советником президента, возглавлял КНБ, командующим Республиканской гвардией и членом Совета безопасности.
Кто такой Рахат Алиев. Рахат Алиев был супругом Дариги Назарбаевой с 1983 года по 2007 год, является отцом их троих детей. В 2000-е годы был одним из влиятельнеших людей в Казахстане.
Был владельцем компании-оператора ввоза в Казахстан лекарств «КазМедИмпорт», президентом холдинга «Сахарный центр», занимал руководящие должности в налоговой полиции, КНБ, Службе охраны президента. Был послом Казахстана в Австрии.
Дело об исчезновении двух топ-менеджеров Нурбанка. В 2007 году в Алматы были похищены и убиты два топ-менеджера Нурбанка – Жолдас Темиралиев и Айбар Хасенов. Рахата Алиева заподозрили в причастности к их исчезновению. На него завели два дела – о похищении и подготовке к госперевороту – и заочно приговорили к 40 годам лишения свободы по обоим.
Суд проходил без участия зятя экс-президента, поскольку он бежал в Австрию. Вена отказывалась экстрадировать Алиева, опасаясь того, что его будут «незаконно преследовать».
Тела пропавших нашли в мае 2011 года близ Алматы. Тогда дела об убийстве завели и в Казахстане, и в Австрии.
Спустя три года Алиева арестовали в Вене по обвинению в убийстве сотрудников Нурбанка. В феврале 2015 года его нашли повешенным в камере. Официальная причина его смерти — самоубийство.
В итоге по делу о топ-менеджерах перед судом как предполагаемые соучастники преступления предстали бывшие сотрудники КНБ Альнур Мусаев и Вадим Кошляк. Мусаева оправдали, Кошляк получил условный срок за участие в похищении.