По 45 вагонов мусора в день могут перестать вывозить из Алматы. Акимат расторгает договор с компанией, вывозящей ТБО

Опубликовано
Корреспондент отдела General News
«Курсив» обратился в акимат с просьбой дать комментарий / Фото: shutterstock

Суд встал на сторону акимата Алматы, который просил признать недействительным договор ГЧП, заключенный между акиматом и тремя компаниями. Он касался сбора, вывоза и сортировки мусора. Представители компаний обжаловали решение суда. Они считают, что если с ними расторгнут договор, из Алматы долго не будут вывозить мусор.

Что произошло. В Алматы прошла пресс-конференция, где представители АО «Тартып», которое занимается сбором и вывозом мусора из Алматы, рассказали, что недовольны решением суда о признании договора между ними и акиматом недействительным.

АО «Тартып» — это компания по вывозу твердых бытовых отходов. По данным компании, она обслуживает 40,72% жителей и 4,19% юридических лиц Алматы, в день ее сотрудники вывозят около 45 вагонов мусора.

Когда заключался договор. В декабре 2017 года акимат заключил договор ГЧП на 25 лет с консорциумом юридических лиц, в который входили АО «Тартып», ТОО Green Resycle и ТОО «Kaz Waste Conversion».

О чем говорилось в договоре. В документе было прописано, что акимат дает право сбора и вывоза ТБО на закрепленных участках.

«Консорциум на себя берет (согласно договору. — прим. ред.) строительство сортировочного завода. Под словом «построить» я имею в виду проектирование, получение всех согласительных документов, ежедневный сбор и вывоз ТБО (при этом заменив полностью весь автопарк), захоронение ТБО. Для этого было необходимо создание полигона», — рассказал адвокат Макиш Ескараев на пресс-конференции.

Строительство сортировочного завода взяло на себя ТОО Green Resycle, сбором и вывозом занималось АО «Тартып», а захоронением и созданием полигона – ТОО West Conversion.

Почему договор признали недействительным. Акимат подал иск, потому что в августе 2022 года в госорган поступило представление прокуратуры Алматы и уведомление от Агентства по защите конкуренции по Алматы, в которых говорилось, что договор нужно расторгнуть из-за нарушения конкуренции.

Антиконкурентными действиями (бездействием) называют:

  • ограничение доступа на товарный рынок, выход из товарного рынка или устранение с него
    субъектов рынка;
  • предоставление отдельным субъектам рынка льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение перед конкурентами, или создание неблагоприятных условий по сравнению с конкурентами.

В итоге экономический суд полностью удовлетворил иск акимата.

«Договор был заключен со сроком реализации до 31 декабря 2042 года (25 лет) и предусматривал передачу крупнейших участков города Алматы для вывоза ответчиком ТБО. Вышеуказанное противоречит нормам законодательства в области защиты конкуренции, поскольку в соответствии со статьей 194 Предпринимательского кодекса запрещаются и признаются недействительными полностью или частично антиконкурентные действия (бездействие) госорганов», — написано в решении суда.

Почему АО «Тартып» не согласно с расторжением договора. По словам адвоката Макиша Ескараева, по закону монополистом может считаться предприятие, которое осуществляет контроль над ценой и объемом предложений, и «поэтому способно максимизировать прибыль».

Участники ГЧП, по словам адвоката, не монополисты, потому что:

  • тарифы на сбор и вывоз ТБО утверждает маслихат Алматы после общественных слушаний. Последний раз маслихат утверждал тарифы на вывоз ТБО в 2017 году. Следовательно, участники ГЧП не могут влиять на тарифы;
  • в 2016 году участники ГЧП обращались в Антимонопольный орган, чтобы выяснить, кого могут назвать монополистами. В ответе органа говорилось, что вывоз ТБО не относится к сфере регулируемого рынка, в связи с чем не подпадает под надзор Антимонопольного органа.

«Руководитель управления экологии, называя участников ГЧП монополистами, превышает свои полномочия. Для понимания: законодательство признает монополистом после тщательного анализа рынка только Антимонопольным органом. У акимата, либо другого органа на территории РК такого права нет», — заявил Ескараев.

Что сейчас происходит между акиматом и компаниями. Компании обжаловали решение суда.

«В день, когда решение вступит в законную силу, и у нас не будет договора ГЧП, у нас не будет правовых оснований собирать, вывозить и сортировать мусор. В один прекрасный день жители Алматы почувствуют, что мусор находится в городе», — сказал адвокат.

По словам представителей компаний, после признания договора ГЧП недействительным, акимат не сможет сразу же найти компании, которые займутся вывозом мусора. На то, чтобы заключить договор с новой компанией, понадобится от трех до шести месяцев.

Корреспондент «Курсива» обратилась в акимат с просьбой дать комментарий о ситуации, но ответа пока не получила.

Первого августа «Курсив» писал, что более 130 строительных компаний Астаны устраивали свалки мусора в столице. Их оштрафовали на 19 млн тенге. В конце июля сообщалось, что в облаcти Жетысу прокуроры нашли десятки незаконных свалок. Три сельских акима получили штрафы, одного замакима привлекли к дисциплинарной ответственности.

Читайте также