У Туркменистана возникли вопросы к России из-за поставок газа в Китай

Опубликовано
Корреспондент отдела General News
Туркменгаз
Крупнейшим поставщиком газа по трубопроводу «Туркменистан – Китай» является Туркменистан. Фото: turkmenistanlive

У Туркменистана возникли вопросы по поводу заявления директора департамента экономического сотрудничества МИД РФ Дмитрия Биричевского по заинтересованности других стран к «трехстороннему газовому альянсу», в который входят Россия, Казахстан и Узбекистан, из-за поставок в Китай. Об этом заявил заместитель председателя государственного концерна «Туркменгаз» Мырад Арчаев.

О чем заявил представитель России. В пятницу, 11 августа, Дмитрий Биричевский в интервью «РИА Новости» сообщил в возможности «расширения трехстороннего взаимодействия в газовой сфере», так как к нему есть интерес со стороны других стран.

Заместитель председателя государственного концерна «Туркменгаз» Мырад Арчаев заявил, что подобные события затрагивают интересы Туркменистана.

Почему заявление российского представителя вызвало вопросы в Туркменистане. Арчаев напомнил, что члены газового альянса взаимодействуют в вопросах поставок газа в Китай. Туркменский газ идет туда по трем веткам газопровода «Туркменистан — Китай». Его построили топливные компании двух стран («Туркменгаз» и CNPC), Ашхабад обеспечивает наибольший объем поставок по трубопроводу — 40 млрд куб. м в год из 55, остальные обеспечены Узбекистаном и Казахстаном.

Какие вопросы задал замглавы госконцера Туркменистана. По словам Арчаева, заявление Биричевского вызывает, как минимум, несколько вопросов.

«О каких «возможностях расширения» идет речь, какие «другие государства» проявляют к ним интерес, что, в принципе, стоит за «трехсторонним взаимодействием» в газовой сфере? Обтекаемость формулировок, использованных российским дипломатом, не дает на них ответы. А ясность здесь требуется полная, поскольку затрагиваются интересы других государств, в том числе Туркменистана», — отметил зампредседателя концерна «Туркменгаз».

Арчаев подчеркнул, что Туркменистан, Казахстан, Узбекистан и Китай осуществляют взаимодействие по транспортировке природного газа из Центральной Азии в КНР.

Он напомнил, что в поставке газа с туркменских месторождений на востоке и юго-востоке страны в Китай функционируют три ветки газопровода «Туркменистан – Китай».  

«Все три линии, производственные мощности, обеспечивающие их работу, были совместно построены исключительно туркменской и китайской сторонами», — сообщил Арчаев.

О чем напомнил Арчаев. По словам представителя туркменского госконцерна, крупнейшим поставщиком газа по трубопроводу «Туркменистан – Китай» является Туркменистан: из общего согласованного объема поставок, составляющего 55 млрд. куб.м. в год, 40 млрд. куб.м. законтрактованы Туркменистаном, а остальные объемы обеспечиваются Узбекистаном и Казахстаном.

«Источников газа из других стран для заполнения трубопровода не предусмотрено, и в существующую схему распределения объемов газа, поставляемого в Китай, планы по расширению состава участников проекта газопровода «Туркменистан – Китай» не входят», — подчеркнул Мырад Арчаев.

Почему изменения должны согласовываться со всеми участниками. Он считает, что любые изменения согласованных и оформленных объемов и схем поставок газа, с использованием имеющейся инфраструктуры, требуют предварительного согласования со всеми участниками без исключения. И отмечает, что никаких консультаций с Туркменистаном по этому поводу не проводилось.

«Такой подход для туркменской стороны непонятен и неприемлем, и рассматривается нашей страной как не соответствующий нормам международного права и практике работы в газовой сфере», — заявил Арчаев.

Зампредседателя государственного концерна «Туркменгаз» уверен, что международное сотрудничество должно строиться на открытых и ясных критериях, взаимном уважении и учете интересов, строгом соблюдении достигнутых договоренностей.

В январе текущего года сообщалось, что Казахстан и Россия ведут переговоры по сотрудничеству в газовой сфере. По словам премьер-министра РК Алихана Смаилова, Казахстан ожидает очередного раунда переговоров с «Газпромом» в ближайшее время.

Добыча газа по итогам 2022 года в Казахстане составила 53,3 млрд кубометров, или 103,1% к плану, производство товарного газа составило 27,8 млрд кубометров, или 94% к плану.

Экспорт газа составил 4,6 млрд кубометров, или 85% к плану. Снижение экспорта позволило обеспечить растущие внутренние потребности в газе.

Вице-министр иностранных дел Алмас Айдаров сообщал 21 декабря 2022 года журналистам, что Казахстан не получил никаких официальных предложений по возможному тройственному газовому союзу Казахстана, России и Узбекистана. По его мнению, участие Казахстана в данном проекте будет зависеть от конкретных условий, предложенных республике.

Президент России Владимир Путин и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на встрече в конце ноября прошлого года в Москве обсудили идею российского лидера о создании с Узбекистаном «тройственного газового союза». Министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков сообщил 12 декабря журналистам, что вопрос о создании газового союза Казахстана, России и Узбекистана пока не обсуждался в трехстороннем формате.

Узбекистан официально отвергал возможность импорта газа «через какой-то альянс или союз». Министр энергетики Узбекистана Журабек Мирзамахмудов говорил 8 декабря, что российская и узбекская стороны ведут переговоры по поставкам газа из РФ через Казахстан, но речь идет лишь о «техническом контракте». 

Читайте также