Кто страхует казахстанских самокатчиков и какие случаи чаще всего требуют выплат

Опубликовано
Редактор по постсоветскому пространству издания «Курсив»

Кикшеринговые компании в Казахстане испытывали трудности с поиском партнеров среди страховщиков. Страховые компании отказывались сотрудничать с представителями нового бизнеса. Однако сейчас пользователи всех четырех «самокатных» операторов могут застраховать себя, свое имущество или ответственность перед третьими лицами.

Упавший самокатчик лежит
фото: Кирилл Кисилев

Добровольно подстраховались

Законодательство Казахстана не обязывает кикшеринговых операторов страховать ни свою ответственность, ни ответственность и здоровье пользователей самокатов. Однако все четыре кикшеринговые компании, которые сейчас работают в стране, решили внедрить опцию страхования. 

«Были проблемы с поиском парт­нера – страховой компании», – рассказывают сотрудники кикшерингового оператора Eleven. 

При выходе на рынок Казахстана весной 2021 года белорусская компания обращалась ко всем страховщикам, которых выдал поисковик. Но риск-менеджеры этих компаний оператору отказали, и первый сезон Eleven отработал без опции добровольного страхования поездок.

Однако в 2022-м Eleven нашел парт­нера – страховую компанию Amanat, у которой «на борту» есть еще два кикшеринговых оператора – Jet и Whoosh. Последний при выборе поставщика страхового продукта смотрел, готов ли партнер работать с новым для себя продуктом (а страхование самокатчиков – это новшество на рынке Казахстана), разрабатывать юридические и технические регламенты обслуживания кикшерингового страхового портфеля.

«Кроме того, именно Amanat оказалась готова к созданию у себя специального подразделения по урегулированию подобных убытков», – отметили в Whoosh.

В самой Amanat страхование кикшеринга не относят к новациям, говорят, что это результат многолетней эволюции продуктов страхования пользователей других видов транспорта – авиационного, железнодорожного и автобусного. 

«На протяжении нескольких лет определялись необходимые риски для защиты клиента, улучшались условия выплат и технологии для осуществления этих выплат. И к моменту появления кикшеринга в городах страховая защита (как часть сервиса) была уже практически готова к выходу на рынок как методологически, так и технологически», – говорят в Amanat.

В «Нефтяной страховой компании» (НСК) также утверждают, что им не пришлось создавать с нуля продукт для кикшеринга, они лишь модернизировали действующий продукт страхования. 

«НСК имеет большой опыт в области страхования различных видов, поэтому для нашей компании страховать такие кейсы (кикшеринговые сервисы. – «Курсив») – это обычная практика», – заверяют в компании.

«96% травм водители самокатов получают в результате падения – часто это происходит из-за несовершенства инфраструктуры», – приводит свою статистику кикшеринговая компания Jet. Почти все полученные травмы – ушибы и ссадины. «Реже бывают переломы рук и ног, пару раз страдали зубы (меньше 0,5% от общего количества травм)», – говорят в Jet.

В компании Whoosh тоже грешат на неровность или рельеф дороги, это главная причина падений с самокатов. На втором месте – неопытность в управлении устройством. 

По статистике Whoosh, в Казахстане инцидентов меньше, чем, например, в России. В мае – июле в Алматы произошел 51 инцидент (из них 80% – легкие или незначительные травмы и ссадины), включая ДТП (11) и падения (31). «А в Екатеринбурге, который по нашим внутренним показателям соизмерим с Алматы, за этот же период – 171 инцидент, включая ДТП (59) и падения (112)», – сравнивают в компании.

У Eleven было только два инцидента за этот год: «Один резко нажал на тормоз. Падение, небольшие ссадины. Второй врезался в какой-то камень или бордюр, резко улетел с самоката, сломал палец, рука в гипсе была».

Вшитая и на выбор 

Eleven, Jet и Whoosh предоставляют пользователям только опцию добровольного страхования.

«Ничего навязывать пользователю мы не имеем права», – подчеркивают в Eleven.

В Whoosh еще думают, нужно ли вводить обязательное страхование всех пользователей в Казахстане. К окончательному решению не пришли, так как пока не видят факторов, которые бы указывали на необходимость этого.

У «Яндекс Go» подход отличается: для арендаторов самокатов действуют две программы страхования. Одна вшита в плату за аренду и страхует жизнь и здоровье всех пользователей на время поездки. 

По желанию и за дополнительную плату в сервисе можно подключить программу расширенного страхования. Такая страховка покроет, допустим, ремонт смартфона, если он повредится во время поездки.

Собственную ответственность кикшеринговые операторы не страхуют. Whoosh, к примеру, объясняет это тем, что доля ситуаций, когда ответственность за происшествие лежит не на пользователе, а на операторе, ничтожно мала. Это, в свою очередь, связано с тем, что кикшеринговые компании содержат свой флот в хорошем состоянии, регулярно проводят техосмотры.

«Потому что для нас безопасность пользователя всегда на первом месте», – говорят в Whoosh.

Третий с краю

Вшитая программа «Яндекс Go» также страхует ответственность за причинение вреда жизни и здоровью окружающих.

«Страховая покроет ущерб до четырех миллионов тенге в зависимости от травм», – делятся подробностями в «Яндекс Go». 

Мусалав Алибеков, директор Jet, вспоминает, что в первый год работы, в 2021-м, они страховали имущество третьих лиц: «Но после того как увидели ноль в графе обращений, отказались от этого вида страхования».

Добровольные страховки Eleven включают инциденты с третьими лицами и их имуществом. Обращений от людей, пострадавших от самокатчиков, очень мало.

«По Казахстану у нас таких обращений вообще нет за этот сезон. В целом (компания работает также в Беларуси и Грузии. – «Курсив»), может, пару случаев в месяц, – говорят в компании. – По причинению вреда имуществу если и обращаются, то обычно насчет авто. Но это тоже нечасто». 

Нечасто третьи лица вовлечены и в происшествия с пользователями Whoosh, чья добровольная страховка также покрывает ответственность перед окружающими.

«Самое распространенное в таких обращениях – повреждение автомобиля: пользователи задевают машины или наезжают на припаркованный автомобиль. Случаи наезда на пешеходов или какую-либо муниципальную собственность единичны», – утверждает оператор.

В Whoosh говорят, что самокатчики гораздо чаще травмируются сами, чем портят чужое имущество. Инциденты, связанные с ущербом для окружающих, составляют менее 1% от всех обращений.

«То есть главный враг самокатчика – это не пешеход или автомобиль, а плохая дорожная инфраструктура», – делают вывод в компании.

Разбор привычек

«Как правило, люди делятся на тех, кто выбирает страховку, и тех, кто не выбирает», – делятся своими наблюдениями сотрудники Eleven.

Они также заметили, что если арендатор готовится совершить длительную поездку, то он, вероятнее всего, выберет опцию страхования.

коллаж: Гамаль Сейткужанов

Мусалав Алибеков говорит, что зачастую страховкой пользуются новички, которые еще неуверенно чувствуют себя, и пользователи, которые, на­оборот, уже давно и регулярно ездят на самокатах как на транспорте.

«Последние понимают, что страховка важна на случай возможных инцидентов», – объясняет Алибеков.

У Whoosh другие наблюдения: чем выше опыт пользователя, тем реже он покупает полис.

«Это связано с психологией поведения человека, – считают в Whoosh. – Мы видим, что в начале сезона самокатов (в Алматы это февраль, а в Астане – апрель) страховка пользуется большей популярностью среди пользователей, когда с самокатом знакомится больше новичков. К концу сезона пользователи чувствуют себя увереннее – мы отмечаем снижение числа поездок со страховками».

У новичков, кстати, чаще всего происшествия происходят в первые две-три минуты поездки, иногда даже в первые секунды.

«Взял самокат в аренду и с ходу выжал газ, не приноровившись к управлению, – приводят пример в компании Whoosh. – У опытных пользователей момент происшествия распространяется на весь период аренды и может наступить в любой ее момент».

Мусалав Алибеков заметил корреляцию между возрастом пользователя и покупкой полиса: «Молодежь, как правило, стремится сэкономить и отказаться от страховки. Взрослые люди, напротив, понимают важность страхования своего здоровья и ездят с включенной страховкой».

Глобус кикшеринга 

Привычки пользователей могут меняться в зависимости от местности. Eleven отмечает, что в Алматы 60–70% поездок совершаются с опцией страховки, в Минске – 40% поездок. «Это связано с интенсивностью жизни в городе: Минск более спокойный», – объясняют в компании. 

У Jet похожие данные: в Беларуси реже покупают страховку, чем в Казахстане. Правда, объясняют это другим: более ответственным подходом казахстанцев к вопросам использования страхования.

«Чаще страховку включают в регионах; в Алматы и Астане со страховкой совершается около половины поездок», – рассказывает об особенностях Казахстана Мусалав Алибеков.

На рынках СНГ, где присутствует Whoosh, уровень конверсии покупок страховок примерно одинаков, поскольку схожи пользовательские привычки в страховании в целом. 

«В конце 2022 года, когда страховка только стала доступна в Казахстане, доля поездок, в которых пользователи подключили себе добровольное страхование, составляла всего 5%, а в середине 2023 года – уже 54%. В Астане в 2022 году доля составила около 2%, а в середине 2023 года – более 80%», – приводит локальную статистику Whoosh.

Мусалав Алибеков утверждает, что с годами доля страховых случаев относительно поездок снижается: «Это говорит о том, что количество поездок растет быстрее, чем количество инцидентов, с которыми нужно обращаться за страховыми выплатами. Это радует».

Читайте также