Одной из первых компаний в Узбекистане, обративших внимание на принципы устойчивого развития, стал производитель бытовой техники и электроники Artel. «Курсив» выяснил, как Artel внедряет в свою практику стандарты ESG и с какими трудностями сталкивается.
G: корпоративная реформа как драйвер развития
Мы начали разговор с последней буквы аббревиатуры ESG неслучайно. Дело в том, что обозначенные в концепции критерии неравнозначны для компаний. Для таких производств, как Artel, управленческие принципы (G) стоят во главе угла.
«Еще лет восемь назад Artel представляла собой небольшую компанию. Но с каждым годом она росла. В 2020 году мы пришли к пониманию, что нужно усовершенствовать внутренние процессы. И не только производственные, но и управленческие», – рассказала корпоративный консультант Эльмира Сунгарова.
Она добавила, что на том этапе в Artel уже применялись современные методики управления, но они не были отражены на бумаге. Появилась потребность закрепить в документах, кто из штата компании за какие сферы деятельности отвечает.
Работа по внедрению принципов Governance началась с изучения мирового опыта: турецкого, американского и европейского. В этом помогли международные консалтинговые компании, которые дали Artel ряд рекомендаций.
«Мы смотрели на опыт разных стран и отраслей в сфере корпоративного управления и изучали, что можно применить в Artel. Исходя из этого внутренние политики компании корректировались, подстраивались под запросы», – отметила Сунгарова.
В итоге Artel модернизировала свой высший управленческий эшелон. Помимо общего собрания и исполнительного органа в структуре компании появилось промежуточное управленческое звено – наблюдательный совет.
«Законодательство Узбекистана позволяет создать в составе общества с ограниченной ответственностью такой орган управления. Мы пошли по этому пути и передали часть полномочий от общего собрания наблюдательному совету. Так мы, с одной стороны, разгрузили высший управленческий орган, а с другой – адресовали задачи тем лицам, которые на них специализируются», – пояснила собеседница «Курсива».
В составе наблюдательного совета Artel действуют два комитета: по аудиту, а также по номинациям и вознаграждениям. Задача первого состоит в организации внутреннего контроля за деятельностью компании и сборе информации для общего собрания.
«Конечно, мы ежегодно привлекаем внешнюю аудиторскую компанию, чтобы она со стороны проверила эффективность процессов в Artel. Но для нас важна и постоянная внутренняя работа, поэтому был создан комитет», – отметила Эльмира Сунгарова.
Она добавила, что в состав комитета вошел независимый директор Ким Уи Так, ранее бывший частью руководящего звена мирового технологического гиганта Samsung. Он помогает Artel внедрять лучшие международные практики в сфере управления, делясь опытом Samsung. Что касается комитета по номинациям и вознаграждениям, то его задача состоит в сборе информации о кандидатах в исполнительный орган. Ведь если раньше эта структура в Artel была единоличной, то теперь она коллегиальная.
В компании также появилась новая должность – комплаенс-офицер. Параллельно были разработаны и внедрены положения о комплаенс-контроле, об антикоррупционной политике, о конфликте интересов, о деловых подарках и знаках делового гостеприимства. Соблюдать их сотрудников учат на специальных тренингах и с помощью внутреннего информационного портала. К слову, у Artel таких порталов несколько: коммуникационный, новостной и организационный. Последний позволяет контролировать выполнение задач и согласовывать процесс подписания документов, который проходит через всех ответственных лиц.
Корпоративная реформа в Artel уже принесла свои плоды. Успехи узбекистанской компании отмечают на мировом уровне. Так, Artel в 2021 году получила кредитный рейтинг «В» с прогнозом «стабильный», а в 2023 году агентство Fitch улучшило рейтинг Artel до уровня «B» с прогнозом «позитивный». Особо был отмечен прогресс в сфере корпоративного управления.
«Компания – это один большой механизм, который должен неуклонно двигаться вперед, несмотря ни на что. В бизнесе всегда нужно стараться работать на опережение и развиваться, иначе успеха не достичь. Чтобы обеспечить прогресс, и нужны принципы ESG», – считает Эльмира Сунгарова.
E: подсчет косвенных выбросов как еще один шаг к экологизации
Сейчас Artel работает над составлением первого отчета по устойчивому развитию – компании помогают консультанты с мировым опытом в этой индустрии.
«Зачем нам вообще этот отчет? Дело в том, что в процессе сбора информации о реализации принципов ESG в компании мы лучше понимаем, в какой точке этого процесса на самом деле находится Artel и куда лучше двигаться», – рассказал «Курсиву» заместитель председателя правления по финансовым вопросам Бектемир Муродов.
Он добавил, что компания реализует проекты по всем трем направлениям ESG. Отчет поможет структурировать эту информацию. Отдельное внимание планируется уделить вопросам экологии, поскольку Artel столкнулась с определенными сложностями при попытке определить то воздействие, которое производитель бытовой техники оказывает на окружающую среду.
«Вредные выбросы в рамках концепции ESG подразделяют на три вида. Так называемый Scope 1 – это непосредственное загрязнение. Scope 2 – загрязнение за счет использования энергоносителей. Наконец, Scope 3 – все прочие виды загрязнения, включая косвенные, – объяснил собеседник «Курсива». – Artel не является химическим или металлургическим производством, поэтому первые два разряда к нам относятся лишь опосредованно. Остается Scope 3, а это самая сложная для расчета часть».
Муродов отметил, что, согласно исследованию международной компании Deloitte, доля выбросов разряда Scope 3 в большинстве сфер бизнеса превышает 70%. В качестве примера Бектемир Муродов привел производство систем кондиционирования. Они используют фреон и электричество, которые оказывают воздействие на экологию.
Однако его размер можно рассчитать, только зная, сколько времени будет работать устройство. Производитель, естественно, не имеет такой информации. Аналогичная ситуация с утилизацией электроники: на практике за нее отвечает потребитель.
«Сейчас мы на пути расчета этих данных. Как мы его будем осуществлять – это открытый вопрос», – сказал Муродов.
По его словам, ситуация осложняется отсутствием в Узбекистане экологов и других кадров, которые имели бы необходимые компетенции. Вопрос планируется решить путем привлечения научных специалистов из зарубежных стран.
При этом Муродов заявил, что Artel соблюдает все действующие в Узбекистане стандарты по охране окружающей среды. Реализация принципов ESG поможет компании сделать дополнительные шаги в этом направлении.
Среди собственных экологических инициатив Artel собеседник «Курсива» назвал высадку деревьев и разработку проекта по развитию зеленой энергии и повышению энергоэффективности компании за счет внедрения ВИЭ.
S: социальные инициативы для борьбы с гендерным неравенством
Artel ранее реализовала ряд социальных инициатив. Но, как и в прочих направлениях, благотворительные акции не были объединены в рамках общей стратегии. Теперь она у компании появилась.
Одной из перспективных областей в Artel считают борьбу за гендерное равенство. Сегодня на семь сотрудников-мужчин приходится три женщины. Женское представительство в компании хотят увеличивать и дальше. Производитель бытовой техники последние три года реализует программу против гендерного насилия. Были организованы женский форум и круглый стол, посвященный этому вопросу, а в 2022 году во второй раз прошла тематическая социальная кампания, которую поддержали журналисты, блогеры и активисты.
Artel также организовала онлайн-платформу, цель которой – улучшить правовые знания жителей Узбекистана. С помощью чата в мессенджере Telegram к юристам может обратиться любой человек, неважно, является ли он сотрудником компании, мужчина это или женщина.
Ответы даются адресно, а также собираются в информационные выпуски, которые можно посмотреть на сервисе YouTube. В перспективе проект должен превратиться в центр поддержки женщин. Это одна из целей Artel.
Кроме борьбы за права женщин компания реализует проекты в культурной и спортивной сферах, помогает отдельным регионам Узбекистана. Так, в прошлом году Artel провела кампанию по доступу к чистой воде жителей Джизакской области. Населению также помогли справиться с последствиями разрушительного селя. Соблюдение принципов ESG в Artel считают необходимым для расширения бизнеса и выгодным в условиях международной конкуренции, поэтому компания намерена продолжить работу в этом направлении.