ESG уже не будущее – это настоящее

Опубликовано
основатель CAIER (Центрально-Азиатский институт экологических исследований)
ESG
Грядущее ESG – в финансовых услугах, считают в ISITC, международной торговой ассоциации / Фото: Shutterstock/Artur Janichev

По данным организации, в течение последних нескольких лет экологическая составляющая привлекала наибольшее внимание, особенно со стороны регулирующих органов, которые требуют раскрытия информации о таких факторах, как выбросы парниковых газов и углеродоемкость, в качестве основных показателей климатического риска.

Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) также осознает важность внедрения ESG-повестки в работу финансовых организаций.

Так, с 2024 года раскрытие финансовой отчетности с учетом принципов устойчивого развития будет обязательным для казахстанских банков.

Однако, если для финансового рынка ESG-стандарты станут обязательными в ближайшее время, некоторые компании из других сфер до сих пор не понимают, почему нужно работать с учетом принципов устойчивого развития.

Например, последнее исследование анализа критериев ESG, которое провело Бюро национальной статистики АСПиР РК, показало, что 72% предприятий республики не придерживаются экологических критериев, 69% – критериев корпоративного управления, в то же время для 71% предприятий актуально соблюдение социальных критериев.

В свою очередь, исследование, которое провел в 2022 году Центрально-Азиатский институт экологических исследований в партнерстве с деловым изданием «Курсив», показало, что уровень практического внедрения вопросов ESG казахстанскими компаниями крайне неравномерен.

Эти особенности связаны с действием двух факторов, первый из которых – степень публичности компаний. Наиболее глубоко и качественно вопросы ESG проработаны в листинговых компаниях, хуже – в компаниях публичного интереса вне листинга.

Второй фактор – уровень экологических, социальных и управленческих рисков. В тех компаниях, где этот уровень субъективно высок, причем по всем компонентам (например, ГМК, присутствующие в моногородах), качество работы с ESG-повесткой выше. У торговых предприятий, а также у компаний в сфере IT, финансовых институтов уровень рисков ниже, соответственно, ниже и глубина проработки.

Тем временем общий месседж ESG – это ответственность за наше настоящее и будущее, за то, в каком мире будут жить наши дети. В прошлом году День экологического долга (дата, когда люди исчерпали ресурсы Земли, которые она может воспроизвести за год) наступил 29 июля, а в 2020 году это было 22 августа.

Очевидно, что мы расходуем больше, чем Земля способна произвести, отнимая ресурсы у наших детей. Пока некоторые компании не спешат внедрять экологические, социальные или управленческие факторы (ESG), об устойчивом развитии говорят уже даже наши дети.

Я могу наблюдать это и в школе им. Шокана Уалиханова, и у себя дома. Очевидно, что все 17 ЦУР ООН не могут быть достигнуты без активного участия частного сектора, а значимость ESG-стандарта становится главенствующей.

Осознавая социальную ответственность, уже второй год CAIER проводит системную просветительскую работу в области практического применения ESG и принципов устойчивого развития в деятельности ведущих казахстанских компаний.

16 июня в рамках программы поддержки ESG-инициатив для бизнес-сообщества Центральной Азии в CAIER состоялась неформальная встреча представителей Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка и экспертов Международной финансовой корпорации (IFC) с руководителями крупнейших компаний – представителей финансового сектора.

В работе семинара приняли участие представители крупных банков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, международных финансовых и квазигосударственных организаций (Отбасы банк, Евразийский банк, First Heartland Jusan Bank, Jusan Invest, Банк ЦентрКредит, Freedom Holding Corp., Ситибанк Казахстан, ООН, S&P, IFC, ФРП «Даму» и так далее).

Мадина Абылкасымова, председатель АРРФР, подчеркнула особую роль финансового сектора во внедрении принципов и стандартов ESG.

Глава агентства отметила, что мероприятие не случайно проходит в институте, который занимается решением экологических проблем, ведь вопросы экологии напрямую связаны с ESG, а в свете будущих требований к финансовой отчетности экологическая повестка актуальна и для банков. Мадина Абылкасымова обратила внимание участников семинара на мировые тренды в области ESG. Например, тренд на раскрытие информации по ESG о влиянии климата становится обязательным. К 2025 году глобальные фонды будут иметь в управлении больше активов ESG, чем прочие фонды, не относящиеся к ESG. Рыночная доля мировых фондов ESG в 2025 году вырастет до 57% по сравнению с нынешними 15%.

В апреле этого года агентство утвердило Руководство по раскрытию информации в области экологического, социального и корпоративного управления для банков и других финансовых организаций. Данное руководство разработано для обеспечения доступности и повышения качества ESG-информации на финансовом рынке.

Следующим значимым документом, который разрабатывается агентством при поддержке IFC, является Руководство по управлению экологическими и социальными рисками, основной целью которого является включение оценки экологических, социальных и климатических рисков в процесс управления кредитным риском. Руководство заложит правовую основу для финансовых организаций по созданию системы управления экологическими и социальными рисками (ESR), ее интеграции в общую систему управления рисками, установит процедуры оценки ESR в кредитных и инвестиционных портфелях.

В рамках семинара, организованного CAIER, агентство анонсировало также разработку дорожной карты для повышения осведомленности по вопросам ESG в целях повышения экспертного потенциала финансового сектора.

Председатель агентства проделала большую работу, и под ее руководством уже разработан ряд нормативных правовых документов, которые должны помочь рынку внедрить нормы регулирования. Семинар в CAIER еще раз доказывает стремление регулятора вести конструктивный диалог с рынком.

Переходный транзитный период всегда сопряжен с болезненными изменениями, а в случае с ESG-трансформацией это кардинально другая техносфера, требующая изменения и глубокой корректировки корпоративных стратегий.

И здесь вспоминается опыт Великобритании, когда в 2020 году количество и качество раскрытия информации о климате находились в зачаточном состоянии. Сегодня обязательное раскрытие информации для крупных банков в соответствии с TCFD стало реальностью и породило ведение конструктивного диалога в правлениях и советах директоров крупнейших компаний. Такой банк, например, как Barclays Bank, считался раньше самым «грязным» банком с плохо прикрытыми greenwashing-проектами. Раньше шутили, что в Barclays вам дадут зонтик в ясную погоду и попросят вернуть его, когда начнется дождь. Тем не менее Barclays сегодня – пионер устойчивого движения и ESG-повестки. Направление развития мировой повестки ESG уже задано. Казахстану многое предстоит сделать, чтобы соответствовать международным стандартам и быть интересным для инвесторов.

На данный момент мы отмечаем нехватку специалистов, работающих с ESG-повесткой, ограниченный выбор обучающих программ, поэтому в этой связи большую роль играет просветительская работа. Болезненный период проходили многие страны, и радует, что Казахстан не аутсайдер движения.

Читайте также