Казахстан покупает танкеры, чтобы обезопасить экспорт нефти

Опубликовано
Корреспондент Business News
Казахстан покупает танкеры для перевозки своей нефти, чтобы с помощью них обеспечить альтернативные маршруты / Shutterstock

Казахстан покупает танкеры для перевозки своей нефти через Каспийское и Черное море, чтобы с помощью них обеспечить альтернативные маршруты для поставки нефти, сообщает Bloomberg.

Как заявил заместитель министра энергетики Ерлан Аккенжанов, Казахстан изучает эти альтернативы, несмотря на то, что Каспийский трубопроводный консорциум, проходящий через Россию, остается наиболее выгодным маршрутом для экспорта нефти из страны. По его словам, другим видам транспорта сложно конкурировать с Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК). Так, в прошлом году через КТК прошло около 80% казахстанского экспорта нефти. Сырье доставлялось из основных месторождений страны на черноморский танкерный терминал недалеко от Новороссийска. 

В начале июля флот Казахстана пополнился двумя новыми танкерами – Taraz и Liwa – для перевозки нефти через Каспийское море, грузоподъемность которых составила 8 тысяч тонн. По словам Аккенжанова, для работы в Черном море планируется приобрести еще два судна грузоподъемностью 80 тысяч тонн каждое.

Отмечается, что в этом году Казахстан уже экспортировал 300 тысяч тонн нефти через Каспийское море и по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан, который проходит из Азербайджана в Турцию. В 2023 году планируется в общей сложности отправить около 1,5 млн тонн нефти.  Это лишь малая часть экспорта КТК, который по состоянию на 18 августа составил 40,5 млн тонн преимущественно казахстанской нефти, говорится на сайте консорциума. Страна имеет возможность увеличить экспорт нефти в Китай с 1 млн запланированных до 6,5 млн тонн в год. Аккенжанов сообщает, что это будет зависеть от экономических интересов производителей.

Аккенжанов также напомнил, что Казахстан планирует расширить производство топлива на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе путем расширения производственных мощностей на 3 млн тонн, до 9–12 млн тонн к 2029 году. Сейчас обсуждается проект по устранению узких мест (происходят в процессе добычи и ограничивают производительность всей системы) на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе на западе страны, что помогло бы увеличить его мощность на 1 млн тонн. 

«Эти меры позволят нам покрыть внутренние потребности в топливе. Помимо этого, мы стремимся возобновить и увеличить экспорт нефтепродуктов в Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Европу и уже отправляем топливное масло в Европу», — сказал Аккежанов.

Ранее замгендиректора компании КТК, российского АО «Каспийский трубопроводный консорциум-К» отмечал, что не видит рисков в альтернативных маршрутах. Так, первые поставки нефти в обход России начались в этом году: компания Inpex North Caspian Sea Ltd., владеющая 7,563% доли в консорциуме North Caspian Operating Company, который является оператором Кашагана, отправила тестовые 7 тысяч тонн нефти через порт Актау и далее через нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) в Европу. 

Ранее медиахолдинг S&P Global писал, что «Казмунайгаз» (КМГ) диверсифицирует маршруты экспорта нефти, поскольку война в Украине продолжает угрожать ее основному экспортному маршруту через Россию. КМГ подписал соглашение о поставках до 1,5 млн тонн нефти в год на Сангачальский терминал с последующей прокачкой по БТД и дальнейшим увеличением объемов до 6-6,5 млн тонн. Нефть поставляется по маршруту на нефтеперерабатывающий завод Petromidia мощностью 6 млн тонн в год в Наводари, Румыния, принадлежащий KMG International и правительству Румынии.

С прошлого года на трубопроводе КТК возникали проблемы, в том числе были обнаружены трещины на двух причальных устройствах, что привело к остановке отгрузки сырья. Ремонтные работы были завершены только в конце ноября. Частота инцидентов и остановок работы трубопровода вызвала слухи о том, что российская сторона могла спровоцировать эти события, чтобы диктовать свои условия в отношениях с Казахстаном в нефтегазовой сфере и повысить мировые цены. Подозрения усилились после того, как российская компания «Транснефть» заменила нидерландскую Smit Lamnalco в обслуживании трубопровода, однако Москва отвергла подобные предположения.

Еще одна остановка деятельности КТК в прошлом году была связана со штормом на Черном море, повредившим оборудование одного из плавучих шлангов, которые используются для отгрузки нефти на танкеры. При этом работе соседнего терминала Шесхарис непогода не помешала. Нурлан Жумагулов, глава Союза нефтесервисных компаний Казахстана, отмечал, что российские участники проекта противодействовали проекту, и предлагал их исключить из управления трубопроводом.

Помимо этого, проблемы на КТК были из-за обнаружения близ трубопровода снарядов времен Второй мировой войны. Еще один раз перебои в работе были зафиксированы из-за обвинения оператора трубопровода российским судом в нарушении экологических норм. Несмотря на это, остановка работы была заменена штрафом.

В августе этого года в Новороссийске произошла массовая атака дронов недалеко от морского терминала КТК, которую отразили корабли военно-морского флота РФ. Отгрузка нефти на танкеры осуществлялась в штатном режиме, повреждений инфраструктуры консорциума не было.

В июне 2022 года Казахстан поменял название сорта нефти, которую он экспортировал через российские морские порты, на Kazakhstan Export Blend Crude Oil (KEBCO). Раньше он поставлялся вместе с российским сортом Urals и обозначался как REBCO.

Читайте также