Новости

НПП предлагает строить магистральные трубопроводы, чтобы решить проблему с засухой на юге

НПП: «Ситуация с водой будет усугубляться, если не принять кардинальные меры». Фото: Shutterstock и Freepik

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» для решения системных проблем в орошаемом земледелии Казахстана предлагает активнее строить ирригационные сети, а также магистральные трубопроводы взамен открытых каналов, несмотря на значительные затраты. Об этом на встрече с фермерами сказал замдиректора департамента агропромышленного комплекса и пищевой промышленности НПП Бауыржан Ахметаев.

Представитель НПП и фермеры уверены, что для решения водного вопроса в Казахстане нужны кардинальные изменения. Участники встречи обратили внимание на ежегодное сокращение водных ресурсов в мире и изменение климата и усиливающийся дефицит поливной воды на юге Казахстана. По их словам, засуха и миллиардные убытки от пропавшего урожая в Жамбылской области еще раз подтвердили наличие системных проблем в орошаемом земледелии Казахстана.

Бауыржан Ахметаев отметил, что на сегодняшний день в Казахстане существует 3298 каналов, которые подают воду на орошение. Из них более половины требуют ремонта и реконструкции. Всего в республике имеется 19,5 тыс. километров каналов. 

«Мы используем поверхностный способ доставки воды, при этом не всегда в бетонных лотках. Во многих местах вода до сих пор проходит в земляном русле. В итоге огромное количество воды даже не доходит до полей, испаряется. Как мы видим, в условиях маловодия источников воды эта ситуация приняла критический характер», – сказал Ахметаев.

По его словам, помимо строительства магистральных трубопроводов и ирригационных сетей, необходимо принять отраслевые законы: «О мелиорации земель», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О водоснабжении и водоотведении».

«Некоторые проекты законов уже ранее обсуждались, но, к сожалению, так и не были приняты. Также особое внимание важно уделить вопросу кадров, особенно узкоспециализированным, таким как гидротехники, геологи, гидрологи, инженеры и другим. В регионах наблюдается острая нехватка профессиональных кадров», – добавил представитель НПП.

По мнению Ахметаева, учитывая тот факт, что все каналы принадлежат государству, «именно ему необходимо привести систему орошения в рабочее состояние». Он также предлагает привлекать частных инвесторов для финансирования строительства ирригационных сетей. В НПП уверены, что такая мера позволит значительно сократить затраты госбюджета и увеличить площади орошаемых земель.

Вице-министр экологии и природных ресурсов Казахстана Галидулла Азидуллин ранее говорил, что нехватка воды с каждый годом все ощутимее. Он утверждал, что власти ежегодно поднимают эту проблему, предлагая сократить посевы влаголюбивых культур, переходить на влагосберегающие технологии, соблюдение севооборотов, режимов орошения и прочих мелиоративных мер.

Страхование посевов

Кроме того, крайне важно страховать посевы, подчеркивают предприниматели и фермеры. Если в 2021 году страховые выплаты составляли 824 млн тенге, то в 2023 году только по итогам двух из трех фаз – 2,5 млрд тенге. Однако, несмотря на это, орошаемые земли не попадают под инструменты добровольного страхования и господдержку. НПП приводит в пример условия страхования в России, где в перечень рисков также включено безводие и маловодие в источниках орошения.

«Если бы похожие механизмы применялись в Казахстане, то последствия для фермеров Жамбылской области могли быть менее печальными. В этой связи, учитывая актуальные угрозы для агропроизводства Казахстана, инструменты страхования в сельском хозяйстве должны совершенствоваться и расширяться», – резюмировали в НПП.   

Дефицит воды на юге Казахстана и ЧС в Кыргызстане

В конце июля власти Кыргызстана ввели режим чрезвычайной ситуации из-за нехватки воды, которая, в свою очередь, привела к дефициту вырабатываемой электроэнергии внутри страны. Южные регионы Казахстана почти полностью зависят от воды из Кыргызстана – в Жамбылской области до 80% поливной воды поступает из соседней страны.

В июле Казахстан просил Кыргызстан увеличить поставки воды из Кировского водохранилища, но в ответ на это Минсельхоз соседней страны сказал, что лимит Казахстана в 3,54 млн кубометров воды будет исчерпан уже 4 августа. Стороны подписали протокол, согласно которому со второй декады августа прекращается подача поливной воды в Казахстан.

После прекращения подачи воды из Кировского водохранилища фермеры Жамбылской области столкнулись с дефицитом воды и гибелью урожая. Из-за недостатка воды в Жамбылской области пострадали посевы на площади около 560 га. В связи с этим сельские округи Сарыбулак, Беткайнар, Какпатас и Степное Кордайского района (около 5 тыс. га) были отключены от полива. В результате в шести районах Жамбылской области был введен режим ЧС.

По предварительным оценкам, пострадали 338 фермеров, они понесли миллиардные убытки от испорченных посевов сахарной свеклы, лука, кукурузы и других овощей. На засушливый сезон сетовали и фермеры Павлодарской области, области Жетысу и других регионов. В Туркестанской области снизился уровень Шардаринского водохранилища.

Согласно положению от 1983 года, Казахстан и Кыргызстан распределяют между собой воду из рек Чу, Талас и Токтогульского водохранилища. Директор Службы водных ресурсов Кыргызстана Абдыбай Жайлообаев уточнял, что 52% реки Чу принадлежит КР, 48% — Казахстану, а Талас делится по условиям 50 на 50. Жайлообаев ссылается на то же положение — документ о распределении воды со времен СССР, — согласно которому Кыргызстан обязан передавать воду Казахстану.

Как дефицит воды спровоцировал проблемы в сахарной отрасли

Проблемы с дефицитом воды и гибелью посевов сахарной свеклы косвенно могли спровоцировать остановку сахарных заводов в Казахстане. Фермеры жаловались, что импортный российский продукт почти на 100 тенге дешевле местного (350 тенге против 440 тенге). Из-за конкуренции с российской продукцией казахстанские производители сахара не могут реализовать товар, и их склады теперь забиты под завязку. В 2022 году был принят план развития сахарной отрасли до 2026 года. Он предусматривает рост производства сахара из местного сырья до 250 тыс. тонн через увеличение посевных площадей сахарной свеклы до 38 тыс. га и модернизацию заводов. Часть задач должна была быть реализована в первом полугодии 2023-го, но этого не случилось.

В Казахстане работают четыре сахарных завода: «Аксу кант», Коксуский, Меркенский и Таразский. Летом прошлого года, когда дефицит сахара и высокие цены на него широко обсуждались, предприятия республики обеспечили 51% внутренних потребностей. Остальное сырье было импортировано, 75% потребностей покрыли российские производители, еще 24% — белорусские.

Первого августа глава Минторговли Серик Жумангарин говорил, что роста цен на сахар в ближайшее время не предвидится. При этом полностью исключать рост цен нельзя, отмечал чиновник, но главной причиной роста в таком случае могут стать меры правительства по поддержке участников отрасли или «процессы на российском рынке».