Утром 4 сентября президент Касым-Жомарт Токаев подписал указ об освобождении от должности главы Нацбанка Галымжана Пирматова. Его место занял бывший министр национальной экономики и замглавы администрации президента Тимур Сулейменов, уже успевший в новом качестве сделать резонансное заявление по поводу денежно-кредитной политики. «Курсив» вспоминает основные достижения и высказывания Пирматова за 1,5 года работы.
Экстренные меры
Галымжан Пирматов был назначен председателем Нацбанка в начале февраля 2022 года, сменив нынешнего акима Алматы Ерболата Досаева. Предыдущим местом работы Пирматова был «Казатомпром», где он на протяжении пяти лет возглавлял правление. В 2018-м под его руководством нацкомпания провела IPO, причем сразу на Лондонской бирже (LSE) и на площадке Международного финансового центра Астана (AIX). Специалисты единогласно признали его успешным. Тогда на LSE через глобальные депозитарные расписки было размещено 15% всех акций «Казатомпрома», на AIX — еще 5%. Отечественные инвесторы проявляли активный интерес к бумагам производителя урана, в результате чего спрос превысил предложение в 1,5 раза, а компании удалось привлечь $790 млн.
В новой должности Пирматов почти сразу столкнулся с необходимостью реагировать на острую фазу кризиса, вызванного вооруженными действиями в Украине и беспрецедентными антироссийскими санкциями. Уже через три недели после назначения Нацбанк резко повысил базовую ставку — с 10,25% до 13,5%. Свое решение регулятор объяснял «необходимостью поддержания стабильности цен на фоне реализации рисков со стороны внешнего сектора при существенном ухудшении геополитической ситуации». Инфляция вместе с курсом тенге стали главными темами для обсуждения на последующие месяцы и определяли почти все действия Нацбанка.
До конца 2022 года регулятор еще четырежды повышал ставку, остановившись на рекордной для Казахстана отметке 16,75%. По итогам года инфляция составила 20,3% против 8,4% в 2021-м и при целевом значении Нацбанка в 4-5%. Особенно чувствительным стал рост цен на некоторые продукты питания, в частности, сахар, дефицит которого прошлым летом остро ощущался в нескольких регионах.
Долгожданное снижение
Весной 2023-го инфляция пошла на спад. Уже в марте она равнялась 18,1% в годовом выражении, а по итогам августа замедлилась до 13,1%. Многие экономисты и банкиры указывали на целесообразность снижения базовой ставки в смягчившихся условиях. Такой шаг, по их словам, позволил бы стимулировать экономику за счет удешевления заимствований и побудить инвесторов переложить средства из депозитов в инструменты фондового рынка. Однако Нацбанк предпочитал не менять направление денежно-кредитной политики вплоть до конца августа. На пяти заседаниях, с января по июль, руководство регулятора во главе с Пирматовым принимало решение о сохранении ставки, апеллируя к не спадающим инфляционным ожиданиям населения.
Сам глава Нацбанка успел дважды анонсировать возможное снижение ставки во втором полугодии. В действительности оно случилось лишь в конце августа и составило незначительные 25 базисных пунктов, после чего ставка оказалась на отметке 16,5%. Уже после этого Пирматов спрогнозировал сохранение повышенной инфляции в ближайшие два года. Достичь целевого уровня в 5%, по его словам, удастся только в 2025-м.
Новый уровень действует всего два месяца. Прежде регулятор в своей работе ориентировался на интервальный показатель желаемого роста цен. Для 2023-24 годов он равнялся 4-5%, с 2025-го должен был составить 3-4%. Однако в начале июля было решено пересмотреть подход: интервальный ориентир заменили на точечный, установленный на уровне 5% в год. Согласно заявлению ведомства, такая отметка была выбрана «по результатам исследования как собственных, так и внешних экспертов».
Влияние на курс тенге
Спустя три дня после долгожданного снижения ставки Нацбанк заявил о важном событии: курс тенге, во многом и определяющий динамику роста цен (в условиях зависимости от импорта ослабление тенге увеличивает стоимость зарубежных товаров в пересчете на нацвалюту), окончательно «отвязался» от рубля. С начала года тенге укрепился к доллару на 0,5%, в то время как рубль, напротив, ослаб на целых 35%.
Соотношение курсов тенге и рубля неоднократно фигурировало в выступлениях Пирматова. В июле прошлого года, когда российская валюта существенно укреплялась к казахстанской и на пике достигала 8,8, он уверял, что Нацбанк будет придерживаться политики плавающего курса и не станет прибегать к «манипуляциям» ради восстановления курсового паритета. Помимо прочего, такой подход позволит сохранить золотовалютные резервы. В то же время четырьмя месяцами ранее Пирматов утверждал обратное и выражал готовность проводить интервенции «при усилении рисков финансовой стабильности».
Формально Нацбанк действительно придерживался более поздней версии заявленной стратегии и ежемесячно отчитывался об отсутствии валютных интервенций. При этом он регулярно проводил операции на валютном рынке посредством других механизмов: продавая средства из Нацфонда в рамках гарантированных и целевых трансфертов в бюджет, а также покупая валюту у госкомпаний, которые до недавнего времени были обязаны продавать часть экспортной выручки. По словам главы регулятора, поставленная на паузу норма может быть при необходимости восстановлена.
Сам Нацбанк признает, что такие сделки существенно влияли на курс тенге наряду с притоком нерезидентов в госдолг Казахстана (561 млрд тенге с начала года). О его привлекательности Пирматов говорил в октябре прошлого года, отвечая депутату мажилиса Аманжану Жамалову. Тот усомнился в целесообразности вложений средств Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) в облигации Минфина из-за их низкой доходности, однако председатель Нацбанка подчеркнул, что это самый надежный инструмент на локальном рынке, который к тому же позволяет привлекать длинные деньги на развитие национальной экономики и покрытие бюджетного дефицита.
Также Пирматов поучаствовал в создании цифрового тенге. Проект начали реализовывать еще при Досаеве, в 2021 году, и с тех пор он получил международное признание. Среди прочих, о нем комплиментарно высказываются представители Международного валютного фонда (МВФ) и крупнейшей в мире криптобиржи Binance. Мероприятия распланированы до 2025 года, тогда же ожидается полноценное внедрение цифрового тенге в экономику. На своем последнем в качестве председателя Нацбанка брифинге в конце августа Пирматов пообещал до конца года провести несколько пилотных проектов с участниками рынка и озвучить первые практические результаты.
Что дальше
Новый председатель Нацбанка Тимур Сулейменов уже успел сделать резонансное заявление по поводу будущей политики регулятора:
«Инфляция – самый опасный процесс нашей экономики. Его следует решить в первую очередь. Если будут условия, то ставку можно снизить».
Опрошенные «Курсивом» аналитики и участники рынка ожидают дальнейшего снижения базовой ставки. По их словам, это облегчит условия для бизнеса и позволит активнее выдавать кредиты реальному сектору экономики.