Новости

Правительство спрогнозировало шестикратный рост добычи на Кашагане на фоне претензий к инвесторам

Правительство спрогнозировало рост добычи на Кашагане на фоне претензий к инвесторам / shutterstock и freepik

На месторождении Кашаган, расположенном на шельфе Каспийского моря, можно увеличить добычу до 75 млн тонн в год с 12,7 млн тонн в 2022 году, сообщила пресс-служба премьер-министра Алихана Смаилова.

«Было отмечено, что перед оператором Северо-Каспийского проекта — консорциумом North Caspian Operating Company (NCOC) — стоят важные задачи по дальнейшему увеличению добычи за счет полномасштабного освоения месторождения. По оценкам экспертов, производственный потенциал Кашагана может достигать 1,6 млн баррелей нефти в сутки, а это порядка 75 млн тонн в год», — говорится в сообщении по итогам торжественного мероприятия в честь 30-летия с начала освоения казахстанского шельфа Каспия.

По итогам 2022 года в Казахстане было добыто 84,2 млн тонн нефти и конденсата, в том числе на Тенгизском месторождении — 29,2 млн тонн, на Карачаганаке – 11,3 млн тонн, на Кашагане – 12,7 млн тонн. Таким образом, в правительстве оценивают потенциал роста добычи на Кашагане в 5,9 раз. Смаилов отметил, что с 1993 года на Северном Каспии была проделана колоссальная исследовательская работа, позволившая выявить десятки перспективных структур.

«Главным результатом разведочного бурения стало объявление о коммерческом открытии месторождения Кашаган. Его уникальность в том, что оно обладает огромными запасами нефти и газа, но в то же время является сложным в части освоения», — сказал он.

По его словам, много усилий и средств было вложено в инновационные технологии для изготовления специализированного оборудования, подходящего именно для условий Кашагана. В результате на месторождении добыто около 90 млн тонн нефти и 55 млрд кубометров газа, привлечены инвестиции на сумму более $60 млрд, в том числе инвестировано свыше $17 млрд в развитие местного содержания.

«Немаловажным вопросом является развитие газоперерабатывающих мощностей на месторождении. Как известно, эту задачу перед правительством поставил глава государства. И мы должны выполнить ее в установленные сроки и в полном объеме. Уверен, что у коллектива NCOC есть большой потенциал для достижения поставленных целей», — сказал Смаилов.

Премьер-министр заверил, что правительство Казахстана всегда открыто к конструктивному диалогу в рамках реализации совместных планов и привержено дальнейшему расширению долгосрочного сотрудничества. В свою очередь управляющий директор NCOC Оливье Лазар выразил надежду на то, что консорциум сможет развить проект в партнерстве с казахстанским правительством.

«Я горжусь нашими нынешними достижениями и надеюсь, что вместе с правительством РК мы добьемся еще больших успехов. В качестве оператора компания NCOC стремится принести максимально возможную пользу экономике Казахстана и сделать посильный вклад в динамичное развитие страны», — сказал он.

Обмен репликами произошел на фоне продолжающего конфликта между сторонами. Министерство энергетики Казахстана сообщило в июле партнерам по NCOC, занимающемуся разработкой нефтяного месторождения Кашаган, что оно будет настаивать на арбитраже в споре на сумму $13 млрд, что стало ударом по крупным международным компаниям, которые надеялись на урегулирование.

В июле правительство Казахстана отозвалось на сигналы о том, что оно может прекратить арбитраж, сообщили Bloomberg люди, знакомые с этим вопросом, попросив не называть их имен при обсуждении частной информации. Вместе с тем теперь министерство энергетики отклонило предложение о том, чтобы Казахстан отказался от своих претензий в обмен на инвестиционные обязательства.

Правительство подает в суд на компании Eni SpA, Shell Plc, Exxon Mobil Corp. и TotalEnergies SE, которые инвестировали около $55 млрд в Кашаган, на фоне обвинений в несанкционированных расходах по проекту разработки месторождения. По версии правительства Казахстана, партнеры по Кашагану не должны вычитать расходы в размере $13 млрд. Эти расходы в соответствии с соглашением о разделе продукции партнеры компенсируют нефтью с месторождения. Если государство добьется успеха, оно могло бы получать большую долю доходов от этой отрасли.

Главный исполнительный директор Shell Ваэль Саван заявил в июле, что будущие расходы компании в Казахстане будут зависеть от того, обеспечит ли правительство правильный инвестиционный климат. North Caspian Operating Co., совместное предприятие, управляющее проектом по разработке Кашагана, заявило, что партнеры считают, что они действовали в соответствии с соглашением о разделе продукции, законодательством Казахстана, применимыми стандартами и передовой практикой. NCOC сослалась на «ряд спорных вопросов», но отказалась вдаваться в подробности, сославшись на конфиденциальность разбирательства.

Компаниям также грозит штраф в $5,1 млрд за экологические нарушения, которые выявлены министерством экологии. Компании отрицают свою вину в обоих случаях, однако искали способ урегулировать споры с правительством. Одним из обсуждавшихся предложений по урегулированию спора включало строительство газоперерабатывающего завода для обслуживания внутреннего рынка Казахстана. Однако данное предложение не было принято казахстанской стороной.

В апреле стало известно, что казахстанская компания PSA, представляющая интересы Казахстана в соглашениях о разделе продукции, подала иски в международный арбитраж на сумму $16,5 млрд к консорциумам KPO (разрабатывает месторождение Карачаганак) и NCOC (разрабатывает месторождение Кашаган). По данным агентства Bloomberg, правительство Казахстана считает, что в период 2010-2019 годов операторы нарушали условия контрактов, поэтому не должны вычитать из налоговой базы расходы в размере $13 млрд по Кашагану и $3,5 млрд по Карачаганаку.

Кашаган является одним из крупнейших нефтяных месторождений в мире, открытых за последние десятилетия. Коммерческая добыча началась осенью 2016 года. В ходе реализации проект столкнулся с трудностями и незапланированным ростом затрат, а иностранные инвесторы придумали Кашагану созвучное наименование Cash-All-Gone («Все деньги ушли» в пер. с англ.). Карачаганакское месторождение входит в первую сотню крупнейших нефтяных месторождений в мире, разрабатывается с середины 1980-х годов.

Акционерами консорциума North Caspian Operating Company (NCOC, оператор Кашагана) являются KMG Kashagan B.V. (16,9%), CNPC Kazakhstan B.V. (8,3%) и Inpex NorthCaspian Sea (7,6%), по 16,8% у Shell Kazakhstan Development B.V., Total EP Kazakhstan и ExxonMobil Kazakhstan. Разработку Карачаганакского месторождения осуществляет консорциум Karachaganak Petroleum Operating (KPO) в составе «КазМунайГаза» (10%), Shell (29,25%), Eni (29,25%), Chevron (18%) и «ЛУКОЙЛа» (13,5%).