Сегодня вечером, 9 сентября, на итальянском острове Лидо, расположенном недалеко от Венеции, состоится вручение наград 80-го Венецианского кинофестиваля. Кто из режиссеров получит главный приз — «Золотого Льва» Венеции еще неизвестно. А пока «Курсив» расскажет о наиболее запомнившихся картинах смотра, это три конкурсных фильма: «Киллер» Дэвида Финчера, «Присцилла» Софии Копполы, «Маэстро» Брэдли Купера.
Фестивальный центр в Palazzo del Casino на Лидо уже пустует, как минимум, пару дней, последняя шумная премьера была у фильма знаменитого американского инди-режиссера Ричарда Линклейтера «Наемник», дождавшись ее, подавляющее большинство гостей уехало. Одна из причин в том, что 7 сентября начался еще один знаменитый кинофестиваль — в Торонто, он особенно важен для американского рынка и для будущего наградного сезона. Поскольку оба этих чрезвычайно важных для мировой индустрии мероприятия проводятся в сентябре, они всегда находятся в конкуренции друг с другом.
Сегодняшний день на Венецианском кинофестивале заключительный, поэтому очередей нет, а перед сеансом почти не слышно разговоров о кино, ни мирных бесед, ни яростных дискуссий чем хороша или плоха та или иная работа. Кому отдаст предпочтение жюри под руководством молодого, талантливого Дэмьена Шазелла никто не знает, но на протяжении всего фестиваля у публики был только один фаворит — это Йоргос Лантимос со своей экзистенциальной комедией «Бедные-несчастные». Но ближе к концу фестиваля показали остросоциальное кино, которые обычно имеет самые высокие шансы на награды. Главный фокус этих картин венецианского смотра оказался на мигрантском кризисе в Европе. Этой мощной теме посвящены два фильма: это полудокументальная драма польской режиссерки Агнешки Холланд «Зеленая граница» о ситуации на польско-белорусской границе и новая работа итальянского режиссера Маттео Гарроне «Я — капитан», рассказывающая о беженцах из Сенегала — двух парнях, которые мечтают стать известными музыкантами и пытаются попасть в Европу через Италию. Если работа Холланд вышла невероятно жестокой и суровой, то у Гарроне хотя бы есть надежда. У него получилось очень трогательное, сильное, пусть и несколько попсовое кино.
«Курсив» обязательно расскажет о победителях смотра и объяснит, почему те или иные картины одержали победу, а пока предлагаем прочесть про самые яркие премьеры второй половины 80-го Венецианского кинофестиваля.
«Киллер» Дэвида Финчера — типичное финчеровское кино об убийце-перфекционисте
Одним из самых ожидаемых фильмов Венецианского кинофестиваля был «Киллер» Дэвида Финчера. Мастер крутого жанрового кино, обладающий редким талантом — снимать для широкой аудитории и способный держать зрителя в напряжении на протяжении всего сеанса и в этот раз не подкачал и снял отличную, крепкую картину. Впрочем, его только что сделанную работу трудно назвать выдающейся — она не является новой ступенью в его творчестве, не может похвастать неожиданной темой или свежим героем, а лишь подчеркивает уровень его мастерства — Финчер просто не умеет плохо снимать. Правда, из трех венецианских лент, посвященных наемным убийцам (кроме него, еще был Хармони Корин со своим «Агро дрифтом» и Ричард Линклейтер с комедией «Наемник»), у него получилось самое невыразительное кино, а жаль.
Новый проект Финчера, снятый для Netflix, это экранизация французских комиксов от художника Люка Жакамона и сценариста Алексиса Нолена. Их историю о наемнике, который однажды промахнулся и чуть было впал из-за этого в депрессию, адаптировал для большого экрана Эндрю Кевин Уокер, сценарист финчеровского фильма «Семь».
Новый фильм рассказывает о загадочном киллере (Майкл Фассбендер), который только что получил задание — он должен убить одного из постояльцев парижского отеля. Для этого он обустраивается в пустом помещении напротив и следит за жертвой. По экипировке наемника и уровню его подготовки понятно, что он профи своего дела и никогда не промахивается. Но и у суперпрофессионалов бывают неудачные дни, когда все идет не так, как планировалось. В итоге киллеру придется изменить планы, убить людей больше, чем нужно было изначально и посетить места, которые он посещать не планировал — не только Париж, но и Нью-Йорк, Новый Орлеан, Флорида и Доминиканская Республика (там у него дом и любимая).
На протяжении всего фильма мы видим в кадре лишь одного Фассбендера — вот он летит в одно место, потом в другое и уже под новым именем и со свежей кредитной картой, здесь он готовится уничтожить одну цель, а потом другую, он выслеживает своих жертв, нападает на них, травит их собак, отчаянно дерется, стреляет или наоборот ведет с ними разговоры в ресторанах и все это под аккомпанемент его мыслей. Зрителям становятся свидетелями его бесконечного внутреннего монолога. О чем думают убийцы перед заданием? Судя по этому фильму, о многом — о разнице между скептиками и циниками, о вкусе кофе в разных городах и неповторимом темпе каждого из мегаполисов, о том, что симпатия — это слабость, а импровизация в моменте — это не проявление творчества, а результат плохой подготовки. Для этого человека случайность это не псевдоним Бога, а момент к которому ты должен быть обязательно готов.
«Киллер» — фильм-медитация
«Всегда придерживайся плана, не импровизируй, а прогнозируй, будь готовым ко всему, не доверяй никому» — бормочет киллер свою мантру весь фильм. Мысли у него не то чтобы оригинальные, в них ничего нового — мол, дерись, только там, где это нужно, не вступай в другие конфликты, не отдавай преимущество врагу, убей эмпатию, она мешает, будь сконцентрированным и так далее. Удивительно, но весь этот поток банальностей, льющийся с экрана ничуть не раздражает. Наверное, это благодаря выбранной медитативной интонации — зритель с самого начала будто бы сам становится частью этой картины, он переезжает вместе с главным героем с места на место под музыку от The Smiths, сканирует как он пространство своими холодными голубыми глазами, выискивая опасные для жизни объекты, с ювелирным изяществом собирает оружие, мастерски избавляется от улик и трупов, а потом сидит и спокойно пьет виски с героиней Тильды Суинтон и слушает ее анекдоты про медведей. Разумеется, немалая часть успеха «Киллера» принадлежит актерскому гению Фассбендера. Это удивительный актер, один из немногих кто одновременно умеет мастерски сливаться с требуемым образом, мимикрировать под любое пространство и историю, стерев собственную личность, но при этом он не исчезает без остатка, не растворяется в материале, а лишь становится очень важной и неотделимой частью картины. Его игра всегда изящна, филигранна и естественна, легкая как человеческое дыхание.
Технически «Киллер», само собой, безупречен. Оператором Финчер пригласил Эрика Мессершмидта, работавшего над его драмой «Манк», а музыку опять написали Трент Резнор и Аттикус Росс из Nine Inch Nails., с которыми он часто работает.
В завершение добавим, что «Киллер» — это картина в общем-то и не о киллере, это лишь эффектная форма. На месте главного героя легко представить человека любой другой профессии, ведь его философия подходит практически под любое занятие. «Киллер» — это скорее лента о профессионализме в самом широком смысле слова, где главная драма протагониста и основной конфликт как раз и заключается в том, что однажды он не справился. За этим портретом будто проглядывает психология самого Финчера — великого перфекциониста, преданного своей работе и умеющего сделать из простой и банальной, казалось бы, истории об эпик-фейле интересное по форме кино — такой открытый урок медитации для тех, кто болезненно переживает собственные провалы.
На стриминге картина появится в ноябре этого года.
«Присцилла» Софии Копполы — прекрасное кино по-новому раскрывающее историю Элвиса Пресли
София Коппола — одна из самых интересных и ярких режиссерок своего поколения, чья авторская интонация симпатична многим киноманам. Ее давно не называют папиной дочерью, она уже сама всем все доказала. 13 лет назад в Венеции трогательная картина Софии «Где-то», рассказывающая историю голливудского актера у которого внезапно объявилась дочь-тинейджер получила «Золотого льва» Венеции. Правда, тогда говорили, что приз был вручен «по знакомству» — председателем жюри в том году был ее хороший знакомый и бывший бойфренд Квентин Тарантино. Напомним, что тогда за бортом и без какого бы то ни было приза остался прекрасный «Черный Лебедь» Аранофски. Время расставило все по своим местам — и спустя время в истории нашлось место и балетному шедевру Даррену Аранофски, и теплой, интимной ленте Софии Копполы. А София вновь оказалась в конкурсе Венецианского кинофестиваля.
Нежность Копполы по отношению к своим героям, ее женский взгляд на жизнь и дарит сегодняшнему кинематографу тот самый голос современной женщины, о котором сейчас все так любят говорить. Мог бы мужчина с таким сочувствием и вниманием снять фильм про супругу Элвиса Пресли — Присциллу? Причем, под таким углом как это сделала София? Вряд ли. У Копполы же опять получилась ее фирменная и тонко прочувствованная история маленькой девочки, только теперь у нее проблемы не с отцом (как во многих картинах Софии Копполы), а с собственным мужем. Ну что тут сделаешь, если она вышла замуж за суперзвезду, кумира миллионов Элвиса Пресли?
О чем именно рассказывает «Присцилла»?
Фильм Софии Копполы написан по мотивам знаменитых мемуаров Присциллы Пресли «Элвис и я» и охватывает период жизни женщины с момента знакомства с Элвисом Пресли до их развода. Книга была в свое время настоящим бестселлером, который в Америке обсуждали абсолютно все. Говорят, что Мартин Гор из Depeche Mode так впечатлился откровениями супруги Пресли, что даже написал по ее мотивам свою знаменитую песню Personal Jesus, ведь для Присциллы Элвис и был долгое время живым богом на Земле. Узнав о том, что Коппола взялась за экранизацию книги, многие переживали насколько история Присциллы окажется правдивой, ведь история, которая произошла с ней в 60-х в наше время практически невозможна. Сейчас известный артист, пусть и всего лишь 24-летний ни при каких обстоятельствах не сможет встречаться и сожительствовать с несовершеннолетней девушкой, которая младше его на 10 лет.
Напомним некоторые факты — Присцилле Болье (здесь ее играет Кейли Спейни из «Мейр из Исттауна») было всего 14 лет, когда она познакомилась с Элвисом. Это было в 1959 году, она была дочерью американского военного и жила вместе с родителями на авиабазе, расквартированной в Западной Германии. Там же служил король рок-н-ролла (роль досталась двухметровому красавцу Джейкобу Элорди из «Эйфории). Однажды девушку пригласили на вечеринку с участием Элвиса, отпросили у родителей, они, как ни странно, противиться не стали, отпустили, и вскоре он уже бойфренд их дочери, а потом и зять. Официально они вступили в отношения только когда девушке исполнилось 18 лет, до этого момента они просто дружили — встречались, гуляли, говорили по душам, Элвис часто вспоминал свою ушедшую маму, рассказывал Присцилле о прочитанных книгах, она ничего не понимала, но преданно слушала.
Главный плюс картины в том, что София Коппола строит историю прежде всего с женской точки зрения, здесь Элвис Пресли не суперзвезда и не великий артист, а парень, который дает своей девушке поводы для ревности, критикует ее при своих друзьях, обесценивает ее мнение, может накричать на нее, вышвырнуть из дома с одним чемоданом и вести себя как полный подлец. При этом Элвис подсаживает любимую на седативные препараты, которые сам же и пьет, а такое никогда ни к чем хорошему не приводило. Отказаться от привычки пачками употреблять мощное снотворное у нее получится только тогда, когда она, скрепя сердце, подаст на развод.
«Присцилла» — это, безусловно, актерское кино, которое строится на химии между экранной парой 25-летней Кейли Спейни (в фильме она выглядит младше своего возраста) и 26-летним Джейкобом Элорди, оба сыграли превосходно — юная Спейни выглядит хрупкой и беззащитной, а Джейкоб Элорди в роли Элвиса просто великолепен, ему удалось воплотить на экране типичного творческого мужчину — эгоцентрика и нарцисса, который, может, и не со зла, но все же наносит вред всем своим близким. К слову, красавец Элорди больше похож на Элвиса, чем Остин Батлер, который сыграл его в прошлом году и номинировался за эту роль на «Оскар».
Планируется, что фильм, снятый студией А24 выйдет в прокат 27 октября этого года.
«Маэстро» Брэдли Купера — неудавшееся кино о знаменитом композиторе Леонарде Бернстайне
Пять лет назад известный американский актер Брэдли Купер дебютировал в режиссуре, он снял музыкальную картину «Звезда родилась», где он сыграл главную роль вместе с Леди Гагой. Это был ремейк одноименного фильма 1937 года, где Купер выступил продюсером, соавтором сценария, исполнителем главной роли и даже немного композитором (он работал над саундтреком). Проект получил очень теплый прием и хорошую критику и завоевал сразу несколько номинаций на премиях «Оскар», BAFTA и «Золотой Глобус», а также был отмечен всеми профессиональными голивудскими Гильдиями — режиссеров, продюсеров, актеров и сценаристов. Вторая лента — об американском композиторе, дирижере и пианисте Леонарде Бернстайне, вызвала уже большой интерес, была профинансирована стриминговым гигантом Netflix и сразу же поддержана грандами мирового кино — Стивеном Спилбергом и Мартином Скорсезе (они спродюсировали картину). Из-за громких имен, ожидания от нее были очень высоки. Увы, они не оправдались. Байопик, посвященный Бернстайну вышел посредственным и претенциозным, по сути это несколько пафосных музыкальных эпизодов, соединенных между собой серией интервью.
Новая картина Купера вновь построена на отношениях двух творческих людей, если в первом фильме зрители были свидетелями развития взаимоотношений в паре певцов, то здесь герои люди разных профессий: он — дирижер и композитор (Брэдли Купер), а она, его муза — актриса Фелиция Монтеалегре (Кэрри Маллиган). Если в первом случае жизнь героев осложняла профессиональная ревность, то здесь все их сложности были связаны с тем, что Бернстайн был геем, которому пришлось ради карьеры и собственного спокойствия жениться. Между тем, Фелиция родила мужчине троих детей и была для него самым лучшим другом и надежным тылом. Она заботилась о нем и сквозь пальцы смотрела на все его романы с мужчинами.
Леонард Бернстайн — фигура для американской культуры знаковая, однако если вы хотите знать о его гении больше, то из фильма вы этого не узнаете, для этого вам придется почитать, как минимум, Википедию. Авторы сценария (это сам Брэдли Купер и оскароносный сценарист Джош Сингер, написавший сценарии к драмам «В центре внимания», и «Человек на Луне» Шазелла) даже не пытаются познакомить зрителей с его творчеством поглубже, например, рассказать о начале его пути. Между тем, Бернстайн был человеком выдающихся музыкальных талантов, он был пианистом, дирижером, композитором и человеком, который популяризирует академическую музыку для широких масс. Свою первую известность Ленни — так называли большинство его коллег, так и называют его в фильме, получил достаточно молодым, ему было около 25 лет когда его срочным образом попросили подменить именитого дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра — Бруно Уолтера. Тот заболел, а подходящего кандидата не было. Несмотря на то, что у Бернстайна не было достаточного опыта, дополнительных репетиций и он сам был новичком, у него получилось выйти на сцену и завоевать публику с первой же секунды. В этот момент зажглась его звезда.
Позже он будет руководить не одним оркестром (в том числе, в «Ла Скала» — он был там первым американским дирижером), напишет сотни музыкальных произведений и станет автором нескольких балетов, симфоний, мюзиклов. Самый известный его мюзикл — это знаменитая «Вестсайдская история» 1957 года.
Забавно, что рассказывая о жизни Бернстайна, Купер изо всех пытается остаться в профессиональном поле, он демонстрирует нам фрагменты его выступлений, репетиций и интервью, однако интереснее, конечно, получается линия, связанная с личной жизнью композитора. Режиссер старается не вдаваться особо в подробности, но от этого картина только страдает, в итоге зритель не увидит ни драмы о человеке, вынужденном скрывать свою сексуальную ориентацию и жениться для прикрытия, ни глубокой семейной истории. Было бы интересно погрузиться в мир героини Кэрри Маллиган — как она принимала ориентацию супруга, почему она оставалась с ним, несмотря ни на что и что же было между ними такого, что их объединяло и роднило. Также мы видим попытки режиссера создать этакий живой концерт маэстро, однако и это не выходит на должном уровне. Интересно, что Купер хоть и берется за музыкальный фильм, но как будто совершенно не чувствует музыку, когда, почему и какой именно фрагмент должен звучать. С другой стороны, заметно, что Купер очень старался — он сделал несколько претенциозных, технически сложных сцен, местами попытался стилизировать все действо под мюзикл (там, похоже, звучит музыка из «Вестсайдской истории»), в одной сцене он использовал танец из одного балета Бернстайна. Как актер Купер блистает, отрывается на сцене как может, но как режиссер не может нас удивить.
В итоге, как бы ни лез, из кожи вон Брэдли Купер, все внимание все равно украла Кэрри Маллиган, их прощальная сцена одна из лучших в этом фильме. Посмотрим, сможет ли она получить «Кубок Вольпи» и стать участницей предстоящего «Оскара». С одной стороны, у нее для этого у будто не самая большая по хронометражу роль, с другой стороны, она достаточно яркая, чтобы запомниться.
Безусловно, картина не так плоха и невзыскательным зрителям она даже может понравиться, но поскольку ожидания у критиков были повышенные, разочарование от нее сильнее. Будет очень жаль, если после премьеры этой ленты в памяти масс ничего не останется кроме скандала с носом. Напоминаем, Брэдли Купер использовал носовой протез, чтобы добиться полного портретного сходства с Бернстайном, из-за чего еврейская общественность Америки возмутилась и увидела в этом элемент насмешки. Одна из претензий была в том, что раз Куперу так важно было получить такой же профиль, как и известного дирижера, почему он не использовал в съемках актера-еврея с подходящими чертами лицами, а снял сам.
Прокат «Маэстро» предполагается в США в октябре, в остальных странах ближе к рождественским каникулам.
О победителях 80-го Венецианского кинофестиваля, вы узнаете очень скоро.