В послании президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева прослеживается обращение для внешней аудитории: нарочито равноудаленная риторика. Об этом заявил заведующий кафедрой мировой экономики, международных отношений и права Новосибирского государственного университета экономики и управления, а также директор Сибирского общества международных исследований Денис Борисов.
По словам эксперта, он расстроился, что в выступлении президента не прозвучало про ЕАЭС.
«Понятно, что геополитическое давление, но ЕАЭС – это все-таки совместное творчество Астаны, Бишкека, Еревана, Минска, Москвы. (…) Правда, если раньше, говоря о многовекторности, больше подразумевалось сотрудничество со всеми странами, то в текущем варианте многовекторность наполнена больше протекционистским смыслом – работаем локально по проектам, где есть национальный интерес. В сухом остатке прагматизм и курс на твердое следование своим курсом», – сказал он.
Борисов также рассказал, что в послании президента Евразийская интеграция прямо не озвучивается, но поставленные цели по реиндустриализации и развитию обрабатывающей промышленности полностью соотносятся с уставными задачами ЕАЭС, а главное – едва ли реализуемы без создания единых рынков и промышленно-технологических цепочек между экономиками Евразийского экономического союза и всех его партнеров. «Очевидно, что ЕАЭС для Казахстана – это главный противовес в экономической дипломатии с КНР», – считает он.
По мнению Борисова, формально речь президента концентрируется вокруг сугубо экономических категорий: приоритет на качественном развитии первичного и вторичного секторов экономики, стимулирование сферы транспорта и туризма, внимание к зеленой энергетике и водной проблематике, инвестиционный климат и предпринимательство, качество государственного управления – все то, что является хрестоматийными болевыми точками не только Казахстана, но многих постсоветских стран.
«Эта часть сюжета выполняет общественно-популярную функцию для внутренней аудитории: президент демонстрирует, что держит руку на пульсе экономико-политических процессов страны, многое знает и открыто говорит об этом, еще больше знает, но только намекает на это», – считает эксперт.
Борисов предположил, что китайское направление определяется в качестве главного приоритета Казахстана.
«Если попытаться отойти от буквального прочтения послания народу Казахстана, обратившись к контексту, то можно разглядеть некоторые детали, которые остались в тени. Президент упомянул китайскую инициативу «Пояс и путь», а вкупе с концептуальным акцентом на человекоцентричность в начале и в конце выступления, которая резонирует с китайской международной доктриной об «общей судьбе человечества», можно предположить, что китайское направление определяется в качестве главного приоритета», – рассказал он.
Как считает Борисов, не забыл Токаев и о европейском направлении, соблюдены дипломатические формулы о зеленой энергетике и углеродной нейтральности к 2060 году. Послание европейцам становится более понятным, если уточнить контекст: «мы отойдем от практики постановки долгосрочных эфемерных целей».
«В политической сфере амбициозными выглядят дальнейшие шаги по расширению республиканских основ государства: расширение выборности государственных должностей и повышение финансовой самостоятельности регионального и муниципального уровней. Много внимания уделяется вопросам распределения полномочий между законодательной и исполнительной ветвями власти. Анонсирована дальнейшая практика вовлечения общества в принятие национальных управленческих решений – референдум», – завершил он.
В начале сентября президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратился с посланием народу. В частности, глава государства рассказал о своем видении развития таких отраслей, как геологоразведка, оборона, агропромышленный комплекс, энергетика, водные ресурсы.
Также из послания президента стало известно, что казахстанцам, работающим на вредных производствах, будут выплачивать специальную соцвыплату. Air Astana пойдет на «народное IPO» в 2024 году. В стране появятся пять новых министерств. Президент предложил вынести решение по строительству АЭС в Казахстане на референдум.
«Курсив» писал, что представленная Токаевым новая экономическая модель предполагает рост госвмешательства.