Глава регионального центра МВФ в Алматы Норберт Функе: «Мы получили прекрасных партнеров для работы над совместными проектами»

Опубликовано
редактор отдела Business News
Директор CCAMTAC Норберт Функе рассказал о работе центра / МВФ

С лета нынешнего года в Алматы работает новая структура Международного валютного фонда (МВФ) — Региональный центр развития потенциала для стран Кавказа, Центральной Азии и Монголии (CCAMTAC). Последние 2,5 года из-за пандемии коронавируса центр функционировал в удаленном режиме, но теперь специалисты одной из главных международных финансовых организаций смогут решать текущие вопросы на месте и помогать властям и регуляторам Казахстана при личном общении. В разговоре с «Курсивом» директор центра, на открытии которого присутствовала глава МВФ Кристалина Георгиева, Норберт Функе рассказал о роли Казахстана и Центральной Азии для мировой экономики, об уровне подготовки госслужащих, потенциале региона, о своей работе и задачах.

— Господин Функе, прежде всего, расскажите нашим читателям о том, что из себя представляет ваш центр, чем он занимается и какие задачи перед собой ставит. Многие люди, и я в их числе, услышав о его открытии, подумали, что речь идет о представительстве или миссии МВФ в Казахстане, хотя последняя уже существует и работает. На чем будет концентрироваться ваш центр?

— Прежде всего, спасибо за возможность поговорить о нашем центре, о CCAMTAC. У МВФ есть три основных сферы работы, три мандата: наблюдение, кредитование и развитие потенциала. Наблюдение предполагает мониторинг тех или иных аспектов состояния экономики, ее развития в разрезе страны, региона или всего мира, анализ различных секторов и консультирование органов власти. Кредитование востребовано, когда страна переживает кризис и нуждается в финансировании. МВФ также может предоставлять превентивное финансирование, чтобы помочь стране избежать тяжелой ситуации и противодействовать внешним шокам.

Наконец, развитие потенциала охватывает техническую поддержку и обучение. Наш центр фокусируется именно на этом третьем мандате, который на самом деле так же важен, как и остальные два. Эта важность проявляется в том числе и в объеме финансовых ресурсов, направляемых на развитие потенциала. CCAMTAC стал 17-м по счету региональным центром по развитию потенциала. Он покрывает девять стран: три в Закавказье — Армению, Грузию и Азербайджан, пять в Центральной Азии — Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, а также Монголию.

Цели и задачи центра — поддерживать сильную нормативно-правовую базу и институты в регионе, находить новые и инклюзивные драйверы роста и повышать экономический потенциал. Мы предоставляем техническую поддержку, организуем тренинги, воркшопы, сетевое обучение в сферах компетенции МВФ, а именно в макроэкономике, фискальной, монетарной и финансовой политике, в статистике. Мы постоянно добавляем новые темы к уже имеющимся. Среди них климат, цифровизация, вопросы гендерного равенства.

Очень грубо говоря, мы работаем консалтинговой фирмой для правительства и его институтов. Наши главные партнеры — центральные банки стран региона, министерства финансов и экономики, агентства, выполняющие функции регуляторов, статистические бюро. CCAMTAC — связующее звено между МВФ, девятью странами, которые он покрывает, и нашими партнерами по развитию, которые также участвуют в финансировании центра. Помимо стран-участниц, включая, что немаловажно, страну-хозяйку, Казахстан, свой вклад в работу центра вносят Швейцария, Россия, Китай, Корея, США, Польша, Азиатский банк развития. Мы также находимся в процессе постоянных обсуждений с Еврокомиссией, и этот процесс продвигается вперед.

Позвольте привести пару примеров того, чем мы занимаемся в Казахстане. Мы работаем с Нацбанком над его моделью макроэкономического прогнозирования. Такие модели используются при принятии решений в области макроэкономической политики, когда Нацбанк решает, что делать с базовой ставкой: оставить без изменений, повысить или понизить. Также мы работаем с министерством национальной экономики, вместе анализируем фискальные риски, в том числе долгосрочные. С министерством финансов мы работаем над бюджетированием и статистикой государственных финансов, с Комитетом госдоходов над оценкой рисков и их управлением. Вместе с Бюро национальной статистики мы занимаемся усовершенствованием и оптимизацией процесса сбора макроэкономических данных для вычисления национальных счетов и сбора ценовой статистики.

— Даете ли вы прямые советы Нацбанку при принятии им решений по базовой ставке?

— Нет, дело в том, что, как я уже говорил, у МВФ есть три сферы деятельности, три мандата. Обсуждение экономической политики является частью Статьи IV МВФ [одна из статей основополагающего документа МВФ, регулирующая порядок работы фонда при надзоре за экономической, финансовой и монетарной политикой стран-членов]. За ее реализацию [в Казахстане] отвечают глава миссии МВФ Николя Бланше и его команда. Они обсуждают с представителями властей основы экономической политики. CCAMTAC же фокусируется на других вещах: на развитии потенциала, технической поддержке, организации воркшопов и сетевого обучения.

— Почему ваш центр выбрал именно Казахстан в качестве места для штаб-квартиры?

— На самом деле МВФ проделал ту же процедуру, что и всякий раз при создании регионального центра для той или иной группы стран. Он провел опрос и выяснил, какие страны в принципе заинтересованы принимать у себя региональный центр. Это случилось еще без меня. Решение принималось на основании ряда критериев, и выбор в итоге пал на Казахстан и Алматы. Среди критериев, о которых я говорю, — потенциальный вклад страны-хозяйки в работу центра, ее расположение. Важно, насколько легко из нее попасть в другие страны региона, ну, и другие логистические соображения тоже принимаются в расчет.

У Алматы было дополнительное преимущество: город уже принимает другие международные финансовые институты и их региональные офисы. Здесь находятся региональные штаб-квартиры Всемирного банка, Азиатского банка развития, Европейского банка реконструкции и развития и Агентства США по международному развитию (USAID). Такое дополнительное преимущество облегчает взаимодействие с другими международными организациями и партнерами.

— Что вы можете сказать насчет Узбекистана? Эта страна важный партнер Казахстана и просто заметный региональный игрок. Как вы собираетесь работать там?

— Мы стремимся относиться ко всем девяти странам, которые входят в нашу зону ответственности, одинаково. Мы предоставляем техническую поддержку всем, и ее объем зачастую зависит от запросов той или иной страны. Поверьте, он не зависит от объективных факторов, таких как географическое расположение. К слову, многие наши казахстанские проекты реализуются в Астане. В этом случае не так уж важно, летите ли вы из Алматы в Астану или в Ташкент.

— Какую роль Казахстан играет для МВФ в целом?

— Казахстан играет важную роль для МВФ. Он был среди первых стран, установивших официальные контакты с международными организациями после распада Советского Союза. Затем, уже в период перехода к рыночной экономике, Казахстан получал финансовую помощь от МВФ, в дополнение к консультированию по ключевым вопросам экономической политики. Это очень важная страна для наблюдения, учитывая ее размер и влияние в регионе, а также учитывая ее роль как экспортера нефти, газа и других ресурсов. Теперь же, когда мы открыли здесь наш центр, Казахстан стал важным партнером еще и в плане развития экономического потенциала.

— Вы говорили, что к вашим задачам, среди прочего, относится обучение и развитие местных госслужащих и официальных лиц. Что вы можете сказать о тех, кто работает на госслужбе в Казахстане? Как вы оцениваете их уровень подготовки и их компетенции?

— Насколько я могу судить со своей стороны, мы получили прекрасных партнеров для работы над совместными проектами — в Нацбанке, министерствах и других институтах. Мы получаем исключительную поддержку, особенно от Нацбанка, нашего главного партнера. Эта поддержка очень хорошо ощущалась в процессе размещения нашего центра здесь, в Алматы. Я также был впечатлен той аналитической работой, которая была проделана и представлена на наших мероприятиях по сетевому обучению.

Мы предлагаем разным странам представить текущую аналитическую работу и исследования коллегам в регионе посредством вебинаров и специальных семинаров. Казахстан внес очень весомый вклад в эту работу, поделившись опытом в сфере разработки и развития цифровых валют центробанков, я имею в виду проект цифрового тенге. Казахстан поделился опытом и в других инновационных областях, таких как использование машинного обучения для оценки кредитов или веб-скрапинг [технология получения данных путем извлечения их со страниц сайтов] для расчета индексов потребительских цен. У нас тут отличные партнеры. Как и везде в мире, уровень подготовки и компетенций госслужащих может различаться, в зависимости от учреждения, и даже внутри одного учреждения.

— А что, по-вашему, госслужащие в Казахстане могут сделать для собственного развития и улучшения своего уровня подготовки?

— Сегодня вы можете заниматься многими вещами. Очень важно обучаться на протяжении всей жизни, и от этого действительно многое зависит. МВФ предлагает множество возможностей для онлайн-обучения в рамках своей специализации. Вы можете пройти различные курсы и уроки, чтобы улучшить навыки в области экономического анализа, управления государственными финансами, в области статистики. И мы призываем всех, буквально все страны мира и всех чиновников воспользоваться этими возможностями и пройти такие курсы.

Кроме того, CCAMTAC хотел бы зарекомендовать себя в качестве регионального хаба для сетевого обучения и обмена знаниями. Мы предлагаем целый ряд открытых для всех желающих онлайн-мероприятий, а также семинаров здесь, в Алматы, предназначенных для тех госслужащих, чья работа непосредственно связана с обсуждаемыми на них темами. И мы призываем все уполномоченные органы воспользоваться этими возможностями. Наконец, наш центр активно практикует то, что мы называем своеобразными командировками. Один или два госслужащих могут поехать в другую страну, чтобы вживую увидеть, как там устроены те или иные процессы. Или же чиновники могут поехать за рубеж, чтобы поделиться собственным опытом.

Если же говорить об образовании в более общем плане, то, обращаясь в том числе к более юным вашим читателям, я хочу посоветовать им как можно более полно использовать возможности, которые есть вокруг, и извлекать из них выгоду. Изучайте иностранные языки, ищите стажировки, переезжайте в другие страны или поступайте на учебу в зарубежные вузы, если представится такой случай. Все это должно сделать вас более конкурентными как в своей родной стране, так и в глобальном масштабе.

— Название вашего центра содержит словосочетание «развитие потенциала». Казахстанские политики и экономисты часто говорят о потенциале национальной экономики. Можно сказать, после начала конфликта в Украине такие разговоры стали общим местом. Считается, что Казахстан обязан воспользоваться антироссийскими санкциями, повысить свою значимость для региона и мира, отойти от роли экспортера энергоресурсов и даже потеснить Москву в некоторых сферах. А каким видите потенциал экономики Казахстана вы?

— Анализ экономического потенциала и предоставление рекомендаций по экономической политике являются частью тех задач, которые МВФ выполняет в рамках своих надзорных функций. Если говорить о более широких перспективах, для многих стран мира одним из основных вопросов связан с переходом к новой модели роста, к более зеленой и, в конечном счете, более справедливой экономике.

Для такой страны, как Казахстан, основу такого перехода будет составлять избавление от нефтегазовой зависимости и построение более диверсифицированной экономики. Мы в CCAMTAC также считаем, что необходимо усилить роль частного сектора, а государственного — напротив, снизить. Сделать это можно за счет широкомасштабной приватизации.

В глобальном масштабе мы видим и другие тенденции, которые во многих местах выходят на первый план. Среди них, например, повышение роли женщин в бизнесе и госслужбе. CCAMTAC может способствовать этим трансформациям в области развития потенциала. Если говорить об изменении климата, мы начали оказывать техническое содействие в управлении государственными финансами, чтобы можно было интегрировать анализ климатических рисков в долгосрочные расчеты, бюджетные модели (которые тоже учитывают всевозможные риски). Все это могло бы помочь странам осуществить тот самый переход, о котором мы говорим.

— Влияют ли на вашу работу санкции?

— Геополитические события последних полутора лет, очевидно, так или иначе повлияли на большинство стран мира. Это влияние МВФ проанализировал в ходе консультаций по Статье IV и теперь учитывается при определении политики, которую следует проводить той или иной стране. Что касается нашей работы, я должен сказать, потребность в ней только усиливается. Приведу пример: из-за целой серии потрясений последнего времени макроэкономическая волатильность заметно возросла, а значит потребность стран в возможности быстро оценивать изменения в экономическом развитии, оперативно составлять сценарий того, что будет происходить в случае определенных шоков, тоже усилилась.

Проекты в этих областях — неотъемлемая часть нашей работы. Аналогичным образом, к примеру, в сфере управления государственными финансами воздействие шока из-за пандемии коронавируса привело к росту закредитованности относительно ВВП. В этих условиях долгосрочное бюджетное планирование стало более важным. И это тоже область нашей работы.

— Расскажите о своих ближайших планах, новых проектах. Может быть, CCAMTAC или МВФ собираются открывать в Казахстане или в Центральной Азии новые центры, проводить масштабные исследования?

— Открытие нашего центра показывает твердую приверженность МВФ региону и наше стремление предлагать наилучшие из доступных услуг девяти странам, которые входят в нашу зону ответственности. Мы начали работать в удаленном режиме в 2021 году, постепенно наш возможности увеличивались, и так мы перешли к достаточно большому количеству очных и гибридных мероприятий. В дальнейшем мы собираемся так же эффективно сочетать очную и онлайн-деятельность. Также мы увеличили число проектов, в которых принимаем участие. С самого начала работы мы провели или приняли участие более чем в 200 различных мероприятиях в разных форматах, которые посетили около 1,5 тыс. человек.

CCAMTAC продолжит укреплять и расширять свою деятельность в регионе. Уделяя должное внимание сетевому обучению, мы сможем извлекать выгоду опыта стран региона и других государств — как с развивающейся, так и с развитой экономикой. Существует еще достаточно областей, где проблемы настолько сложны, а темы для обсуждения и исследования настолько новы, так что ни один из действующих институтов, ни одна страна не могут дать ответ и найти решение самостоятельно. Подумайте, к примеру, о цифровых валютах центробанков. Многие страны экспериментируют с ними. Существенная часть будущего развития потенциала будет зависеть от способностей различных участников объединяться и обмениваться опытом. Содействие взаимному обучению — та область, в которой, ка я думаю, мы тоже можем оказать огромное влияние на общее развитие событий.

Читайте также