Сколько казахстанские банки жертвуют на благотворительность

Опубликовано
Редактор отдела "Финансы"

Завершение сроков сдачи отчетности за 2022 год позволяет обобщить итоги деятельности банков в различных направлениях, включая те, что редко подвергаются систематизации. «Курсив» изучил, сколько денег в прошлом году банки пожертвовали на благотворительность и потратили на спонсорские проекты.

коллаж: Илья Ким

В Казахстане, пожалуй, нет ни одного банка, который бы в своих программных документах не называл благотворительность и спонсорство, например, «одним из основных направлений участия в жизни общества и важнейшей составляющей корпоративной культуры». «Курсив» изучил публичные документы 14 казахстанских БВУ (в этот список вошли 13 ключевых универсальных игроков и специализированный Отбасы) на предмет того, какую конкретную информацию о соцпроектах они содержат. Лишь четыре банка из рассматриваемого списка (Халык, Kaspi, Forte и Нурбанк) раскрыли суммы расходов на благотворительность в аудированной отчетности за 2022 год. Пятым игроком с известным размером благотворительного бюджета стал Bereke, который отразил данную информацию в годовом неаудированном отчете. Остальные девять банков предпочитают подобными сведениями не делиться.

Kaspi Bank в аудированной отчетности за 2022 год впервые раскрыл расходы на благотворительность, отнеся их в отдельную статью в перечне операционных расходов. Скорее всего, это объясняется существенностью потраченной суммы, которая составила 11,3 млрд тенге против 771 млн тенге в 2021-м. В годовом отчете банка уточняется, что 7 млрд тенге «мы добровольно пожертвовали в благотворительный фонд «Қазақстан халқына», созданный по поручению Президента Токаева К. К.» На что детально были потрачены остальные 4,3 млрд тенге, документ умалчивает. 

В отчете сообщается о двух конкретных проектах (денежные подарки ветеранам ВОВ и труженикам тыла в честь Дня Победы и спонсорство организации Qazaq Geography, которая «поддерживает развитие национальных парков Казахстана») без указания сумм пожертвований. Еще одним способом, с помощью которого банк «внес свой вклад в более широкое сообщество», в отчете названо тесное коммуницирование Kaspi с иностранными инвесторами. «Мы принимали представителей многих крупнейших мировых инвестиционных компаний в Казахстане. Впоследствии иностранные инвесторы встретились с президентом Республики Касым-Жомартом Кемелевичем Токаевым и высокопоставленными членами правительства. Эти встречи позволили обменяться мнениями о наилучших путях увеличения притока иностранных инвестиций в Казахстан. Инвесторы также подчеркнули правительству важность принципов ESG как части казахстанской программы инвестиций и реформ», – говорится в годовом отчете Kaspi Bank.

Заметного прогресса в повышении прозрачности своих благотворительных и спонсорских расходов добился Forte, который в годовом отчете за 2022 год впервые раскрыл бюджеты отдельных проектов (общую сумму он раскрывал регулярно), причем сразу в ретроспективе трех последних лет. Отсюда стало известно, что, например, высокие расходы 2020 года (3 млрд тенге) на две трети (2,1 млрд тенге) состояли из пожертвования в пользу государственного фонда «Астана-20» на строительство в столице (именуемой тогда Нур-Султаном) главной мечети Казахстана. Торжественное открытие мечети, считающейся крупнейшей в Центральной Азии, состоялось в августе прошлого года, а ключевым гостем церемонии был инициатор строи­тельства Нурсултан Назарбаев

В 2022 году Forte, согласно аудированной отчетности, потратил на благотворительность и спонсорство 937 млн тенге. Как следует уже из годового отчета, львиную долю этой суммы (761 млн) получила Федерация тенниса РК (возглавляет которую основной акционер Forte Булат Утемуратов) на организацию соревнований. В прошлом году традиционный турнир Astana Open впервые прошел в рамках престижной серии ATP 500, в нем участвовали шесть игроков из топ-10 мирового рейтинга, а победу праздновал легендарный Новак Джокович, заработавший $355 тыс. при общем призовом фонде турнира в $2,055 млн. Еще 70 млн тенге банк израсходовал на проведение шести художественных выставок в галерее Forte Kulanshi Art Space, которая расположена в столичной штаб-квартире банка. По информации Forte, «вход в галерею свободный и открыт для всех». 

Bereke в прошлом году отдал на благотворительность и спонсорство 619 млн тенге. «Большая часть» этой суммы ушла на «восстановление имущества муниципальных органов Алматы, пострадавшего в ходе январских событий», то есть была выделена еще дочерним Сбербанком. После введения санкций (конец февраля) Сберу стало не до соцпроектов и тем более не до спонсорства. В результате без генерального партнера (каковым на протяжении семи лет выступал Сбербанк) остался драмтеатр им. Лермонтова.

Ряд банков, которые исторически никогда не показывали высокой прибыли, в прошлом году резко улучшили свои финансовые результаты, но это пока не сказалось ни на их политике в сфере благотворительности, ни на прозрачности данной статьи расходов. Например, БЦК в своем годовом отчете сообщил, что пожертвовал 500 млн тенге в «Қазақстан халқына» и 100 млн – Федерации шахмат. Jusan раскрыл бюджет двух проектов: 6 млн тенге на проведение чемпионата по параволейболу и 1,631 млн тенге на покупку двух интерактивных панелей для Кокшетауского университета им. Уалиханова. Евразийский перечислил ряд соцпроектов (см. инфографику), но не раскрыл ни их бюджеты, ни расходы на благотворительность в целом.

На фоне большинства конкурентов выгодно отличается социальная отчетность Халыка. Банк старается указывать бюджет каждого соцпроекта, вплоть до самого скромного (вроде 950 тыс. тенге на покупку 77 саженцев морозостойкой сакуры для Президентского парка в Астане). Наверное, так и должна отчитываться перед общественностью организация, носящая статус публичной.

На рынке есть и обратный пример. У одного из БВУ текст раздела, посвященного социальной ответственности, в годовом отчете за 2022 год практически идентичен аналогичному тексту-2021. Единственное, что «актуализировал» банк, – удалил из старого отчета одно предложение, в котором упоминался карантин.

Читайте также