«Байтерек» не подтвердил возможность объединения Банка развития Казахстана с Фондом развития промышленности

Опубликовано (обновлено )
Старший корреспондент отдела Business News
Объединят ли Банк развития Казахстана с Фондом развития промышленности. Фото: Kdb.kz и Facebook.com/idfrk.kz

В национальном управляющем холдинге «Байтерек» прокомментировали возможность слияния входящего в его портфель Банка развития Казахстана (БРК) и Фонда развития промышленности (ФРП, принадлежит БРК).

О предполагаемом объединении ФРП и БРК сообщил источник издания КазТАГ, который знаком с ситуацией.

«Это простая утечка на основе слухов. Если бы решение было принято, то в головном [офисе «Байтерека»] бы об этом знали», – заявили «Курсиву» в пресс-службе «Байтерека».

ФРП в нынешнем виде существует с 2020 года, до этого он назывался «БРК-Лизинг» (создан в 2005 году). ФРП является дочерней организацией БРК и входит в структуру нацхолдинга «Байтерек», который, в свою очередь, принадлежит Миннацэкономики РК. Деятельность ФРП направлена на обеспечение доступного кредитования обрабатывающих предприятий по ставке не более 3%.

Чистая прибыль ФРП по итогам первого полугодия 2023 года составила 9,98 млрд тенге, что на четверть меньше по сравнению с 13,5 млрд в аналогичном периоде 2022-го. Активы выросли на 35% и составили 1,47 трлн тенге, обязательства тоже выросли на треть, до 1,16 трлн тенге. 

Национальный институт БРК специализируется на финансировании и развитии масштабных инфраструктурных и промышленных объектов на территории Казахстана. Занимается финансированием частных инвестпроектов в несырьевых отраслях, а также государственных инфраструктурных проектов путем предоставления средне- и долгосрочных низкопроцентных кредитов. Основными задачами банка являются повышение эффективности государственной инвестиционной деятельности, развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности, а также привлечение внутренних и внешних инвестиций в экономику страны.

Общая сумма выданных в 2022 году займов составила 1,77 трлн тенге. Из них на развитие металлургической промышленности – 500 млрд тенге, производство продуктов нефтепереработки – 500 млрд тенге, горнодобывающей промышленности – около 300 млрд тенге, электроснабжение, подачу газа, пара и воздушного кондиционирования – около 200 млрд тенге. 

Год назад БРК для увеличения прозрачности своей деятельности и оптимизации корпоративного управления внес в свою стратегию развития поправки, предусматривающие запрет на финансирование банком проектов государственно-частного партнерства, исключение финансирования проектов и операций квазигосударственного сектора, снижение участия банка в финансировании сектора связи и телекоммуникаций, а также поэтапное снижение операций межбанковского кредитования через коммерческие банки. 

Президент Касым-Жомарт Токаев в январе прошлого года говорил, что БРК «превратился в личный банк для избранного круга лиц, представляя финансово-промышленные и строительные группы». Он утверждал, что власти страны знают всех пофамильно.

В июле 2023 года Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) сообщило, что обнаружило в деятельности БРК «проявления фаворитизма при согласовании заявок на финансирование инвестпроектов». Пояснялось, что они выражались в приоритетном, ускоренном рассмотрении заявок на получение мер поддержки. К примеру, вместо утвержденных 70 календарных дней отдельные проекты согласовывались в течение 3-4 суток с момента поступления, тогда как по другим проектам сроки рассмотрения нарушались и превышали более 300 дней.

Читайте также