Депутат мажилиса Бакытжан Базарбек выступил с инициативой создать реестр семейных насильников, которые были осуждены за причинение вреда здоровью своих близких. Об этом он заявил на заседании Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, посвященного вопросам противодействия бытовому насилию.
Что предложил депутат. По его словам, такой реестр будет действенным механизмом для борьбы с абьюзерами, которые будут опасаться попасть на «доску позора» и потерять возможность создать новую семью. Он сравнил свою идею с реестрами должников по алиментам, неплательщиков кредитов и нарушителей земельного законодательства, которые ограничивают права этих лиц.
«Среди вас очень много незамужних, вот вы в реестр посмотрели и сделали выводы, для девушки это большой сигнал: он ведь в списке как абьюзер. Вице-министр (МВД. — прим. ред.) говорит, что у нас нет мест, где мы можем их содержать. Вот сейчас бюджет обсуждается о том, чтобы выделить средства на строительство, а давайте по психотипу будем действовать — реестр разработаем и пусть он пытается обойти его. Он не сможет этого сделать, я считаю, что именно так надо бить по этим обидчикам», — обратился депутат к присутствующим в зале.
Кого и на сколько лет будут вносить в реестр. Базарбек уточнил, что в реестр должны попадать только те лица, которые были осуждены по статьям за семейное насилие, побои или причинение тяжкого или среднего вреда здоровью. Срок нахождения в реестре он предложил установить в 10 лет.
«Если этот реестр разрабатывать, то, конечно, не по жалобе, должно быть решение суда. У нас нет такой статьи, как семейное насилие, есть — побои, причинение средней тяжести, небольшой тяжести. Если по ним человек привлекался к уголовной или административной ответственности, то решение суда, которое вступило в силу, может стать основанием для включения его в реестр. И человек должен находиться в нем 10 лет», — добавил депутат.
Как на предложение отреагировали в МВД. Заместитель министра внутренних дел РК Игорь Лепеха отметил, что такая практика применяется в некоторых странах по отношению к педофилам, но по поводу семейных насильников необходимо учесть юридические аспекты.
«Реестры всякие есть. Был приведен правильный пример по педофилам. В США прямо публикуют и говорят, что по такому адресу проживает педофил. А по конкретно этому вопросу надо посмотреть международный опыт, увидеть, как это будет реализовано», — сказал Игорь Лепеха.
Он добавил, что МВД готово принять участие в обсуждении законопроекта, если он будет подготовлен.
«Если будет законопроект приниматься, наверное, в рамках него можно будет посмотреть. Но я просто хочу спросить, вы хотели бы, чтобы кто-то из ваших близких был в этом реестре? Надо исходить с позиции жертвы. Если этот законопроект будет, мы с удовольствием примем участие и посмотрим, как сделать так, чтобы это было нормально, чтобы это не несло ущерба ни для кого», — отметил он.
Портрет семейного дебошира. Игорь Лепеха также описал портрет казахстанского семейного тирана: «Говоря о портрете правонарушителя, нужно отметить, что в большинстве случаев это мужчина (80%) в возрасте от 30 до 50 лет (52%), который не имеет постоянного места работы (74%), профессионального и высшего образования (90%). Соответственно, потерпевшими в основном являются женщины (78%). Зачастую именно они находятся в материальной и психологической зависимости от «агрессора».