Цифровизация в Казахстане: роль и современные тренды
Казахстан рассматривает цифровизацию как главный движущий фактор экономического роста. Страна уже достигла определенных успехов в этом направлении. К примеру, энергетические системы, оснащенные современными цифровыми технологиями, уже сегодня способны анализировать потребность в энергии у различных пользователей в разные моменты времени и эффективно поставлять электроэнергию с минимальными потерями и низкими затратами.
В своем послании народу Казахстана 1 сентября 2023 года Касым-Жомарт Токаев поручил сделать Казахстан IT-страной.
«Достижения в сфере цифровизации у нас уже есть – мы в числе мировых лидеров по индексу развития электронного правительства и финтеха. Объем экспорта отечественной IT-отрасли только за прошлый год вырос в пять раз. До конца текущего года этот показатель может достичь $500 млн. Но и это не предел», – заявил президент.
К тому же Казахстан заявил о намерении достижения углеродной нейтральности к 2060 году. Отечественный сектор ВИЭ показывает стабильный рост (его доля в общем объеме производства электрической энергии за 2021 год – 3,7%, первое полугодие 2022 года – 4,24%), а также демонстрирует высокий уровень инвестиций в течение последних нескольких лет ($103,8 млрд в 2021 году).
По данным PwC, Казахстану необходимо совершенствовать законодательные акты в области энергетики, а разработанные документы не предоставляют понятную и полную картину того, как должен развиваться сектор. К примеру, целевые индикаторы ВИЭ, Стратегический план развития Казахстана, Стратегия декарбонизации до 2060 года, Энергетический баланс до 2035 года, а также другие стратегические документы имеют различные цели и выводы.
В беседе с редакцией «Курсива» СEO FACEPLATE Ержан Джанзаков рассказал о принципах цифровизации и ее последних трендах.
— Здравствуйте, Ержан. Для начала хотелось бы понять, какую роль цифровизация играет в развитии энергетической отрасли Казахстана?
— Цифровизация – это процесс преобразования физических взаимодействий в цифровой формат. Условный ZOOM – это, в первую очередь, инструмент взаимодействия людей посредством цифровых технологий. В промышленности же основополагающим является процесс производства товаров / продуктов, услуг, товаров / продуктов в большей степенью добавленной стоимости. И, соответственно, цифровизация в промышленности нацелена на единовременное достижение трех показателей: увеличение количества, повышение качества и минимизация затрат. Другими словами, главная задача цифровизации в промышленности – это повышение эффективности.
— Есть ли дополнительные показатели эффективности?
— Да. На сегодняшний день это меры повышения экологичности, ESG-концепция. Актуальность и применимость ESG одинаково релевантная для любого направления производственной деятельности, будь то нефтегазовое, горнорудное или энергетическое предприятие.
ESG позволяет усилить эффективность производства, при этом уделяя внимание бережному отношению к окружающей среде, условиям организации труда в целом, безопасности и здоровью людей в частности.
Энергетическая отрасль является стратегической и исторически ее называли «ЖКХ, теплоэнергетика, энергетика». В последнее время используется термин, который позволяет объединить все это, звучит как «критическая инфраструктура организации жизнедеятельности» в контексте работы государства.
— Насколько важно это направление?
— Очень важно и более того критически заметно, особенно отсутствие или перебои подачи электричества, воды, газа. Безусловно, все понимают важность критической инфраструктуры для жизнеобеспечения государства и граждан, при этом болезненные истории на примере «замороженного» Экибастуза.
Применительно к энергетической отрасли цифровизация в первую очередь призвана организовать бесперебойное производство и подачу электроэнергии, с соблюдением мер безопасности.
— Это ведь касается и «зеленой» энергетики?
— Да, энергетический сектор экономики требует больших капитальных вложений, соответственно, к ней предъявляются очень высокие требования с позиций повышения зеленой энергетики, то есть увеличения процента зеленой энергетики, возобновляемой энергии. На сегодняшний день в Казахстане стоит задача до 2035 года достичь 15% -ного показателя доли ВИЭ в общем производстве электроэнергии. Проблема возобновляемой энергетики в том, что она очень вариативная, это означает, что количество произведенной электроэнергии в течение промежутка времени (сутки, неделя) может сильно изменяться в зависимости от погодных условий. Такая изменчивость и значительные перепады в выработки электричества являются серьезным вызовом для управления энергосетями.
— Где, если брать энергетическую отрасль, технологические решения, связанные с искусственным интеллектом, важны особенно?
— В первую очередь надо выделить применение элементов искусственного интеллекта в производстве электроэнергии для максимально точного прогнозирования выработки электричества и оперативное реагирование на дефицит, в случае возникновения. Соответственно, в случае дефицита необходимо ввести ограничение либо перенаправить из других источников. Элемент цифровизации позволяет усилить оперативное управление, в частности сквозное, повысить качество получения данных со всех систем, которые работают в энергетике и в итоге прогнозировать потребление.
Прогнозирование потребления можно сравнить с финансовым прогнозированием, в частности курсов валют, затрагивающее устойчивость, возможные колебания, риск-менеджмент и план действий. Специфичное условие еще и в том, что невозможно создать запасы электроэнергии, как это возможно, например, с нефтепродуктами. Прогнозирование в энергетике подразумевает анализ текущего потребления электроэнергии и прогноз на будущее. В частности, на сегодняшний день существует дисбаланс производства и потребления электроэнергии на севере и юге Казахстана.
Второе направление – это диагностика промышленного оборудования. Оборудование, используемое в промышленности, является дорогостоящим, соответственно риск поломки, останова, аварии, помимо необходимости ремонта / замены вышедшего из строя, влечет огромное количество других рисков для производства в целом. Необходима достоверная информация о состоянии оборудования, надежности и возможности его эксплуатации во временном разрезе, чтобы эффективно управлять производственными процессами, а не работать в режиме «пожаротушения».
— Давайте теперь поговорим о вашем проекте. В чем уникальность решений на платформе FACEPLATE?
— FACEPLATE создает цифровые решения, позволяющие повысить эффективность производственных процессов в различных отраслях промышленности, в частности это нефтегазовая, добывающая, энергетическая отрасли и ВИЭ. Касательно энергетического сектора, то наше решение позволяет увеличить доступность электроэнергии.
На сегодняшний день FACEPLATE обладает компетенциями, опытом и референсами, являясь своего рода «проводником» для промышленных предприятий Казахстана, осуществляющих цифровой переход.
Мы ставили задачу создания качественного цифрового решения для рынка Казахстана. Сегодня мы видим, что FACEPLATE успешно справляется с такой задачей и есть планы по органическому расширению в регионе, сначала Центральной Азии, а далее АТР (Азиатско-Тихоокеанский регион) и Ближний Восток.
— Когда вы планируете анонс проделанной работы в энергетическом секторе Казахстана?
— В 2024 году, через год. Часть проектов реализована и работает. Большой проект находится в стадии реализации, завершение планируется во втором полугодии 2024 года, тогда и сделаем анонс.
— Какие существуют риски срыва сроков запуска проекта?
— Риски всегда существуют, и мы это понимаем и принимаем. У нас достаточно большой опыт реализации технологических проектов разного масштаба и практика показывает, что мы справляемся успешно. Для минимизации рисков, связанных с программным обеспечением, мы непрерывно улучшаем цифровые решения. Внешние риски, связанные с поставкой оборудования, работой сторонних подрядных организаций также возможны, и это управляемая история.
Мы нацелены завершить проект в срок и в надлежащем качестве, над этим и работаем.
— Сколько лет вы занимаетесь данным проектом?
— FACEPLATE работает на рынке Казахстана более 4 лет.
— То есть вы до пандемии еще задумывались об этом и предугадали этот тренд на глобальную цифровизацию, которая распространяется повсеместно?
— Пандемия – это событие, которое произошло внезапно, при этом стремительно ускорило цифровой переход как глобально в мире, так и локально в Казахстане. Инициатива FACEPLATE прорабатывалась задолго до пандемии, так как необходимость создания локального цифрового решения была очевидна для участников промышленного рынка Казахстана. При этом, безусловно, пандемия выступила своего рода катализатором и ускорила выход FACEPLATE на рынок.
— Что вы можете сказать в завершение темы?
— Развитие промышленных предприятий Казахстана напрямую связано с цифровизацией, полагаю сейчас это понимают все.
Мы рады, что все участники промышленного рынка, в частности правительство Казахстана, управленческие команды производственных предприятий, производители оригинального оборудования работают синхронно и нацелены на повышение цифровой зрелости. Разумеется, это процесс небыстрый, скорее пошаговый и требующий внимания, инвестиций и квалицированных команд для реализации. Со своей стороны как FACEPLATE мы сделаем по максимуму своих цифровых возможностей.