Какие идеи продают алматинские концепт-сторы

Опубликовано
редактор отдела «потребительский рынок»
Фото: Илья Ким

За последние три года в Алматы появилось сразу несколько заметных концепт-сторов. «Курсив» поговорил с их основателями о том, какие идеи продаются и почему такому формату не место в ТРЦ.

Квартира в обмен на идею

Концепт-сторы или магазины с концепцией – это ретейл-пространства, где не просто торгуют, а еще и продвигают определенную систему взглядов. Через необычный интерьер, подбор брендов, индивидуальный подход в работе с клиентами концепт-сторы транслируют мировоззрение своих создателей. На продвижении стоят самые разные идеи: идея slow fashion (медленная мода), осознанного потребления или идея инноваций и прогресса. Чаще всего для ассортимента концепт-сторов подобраны уникальные дизайнерские коллекции, не представленные в масс-маркете. В Казахстане первые подобные магазины появились около десяти лет назад, и долгое время их можно было пересчитать по пальцам. Но за последние два-три года тренд усилился – было открыто сразу несколько новых точек.

Один из новых проектов – Beepl-Ui. Ради его открытия Акниет Карабек продала свою квартиру в центре Алматы и все вырученные деньги вложила в этот бизнес. «Я безумно люблю изделия ручной работы, люблю ходить по ярмаркам, мне очень интересен fashion, нравятся необычные кофейни. В моей голове было много разных идей и мыслей, и хотелось все это объединить в одном месте», – рассказывает «Курсиву» владелица Beepl-Ui. Свой «дом искусства, стиля и встреч» (так себя позиционирует заведение) она запустила в январе 2022 года.

Открытие концепт-стора – более рискованная бизнес-идея, чем запуск обычного магазина одежды, признает Акниет Карабек. «Это был очень серьезный шаг для меня. Открывать в Казахстане такое пространство рискованно. Потому что наш магазин – это не типичная для fashion-ретейла история. Мы не используем распространенную модель, когда вещи из Китая или Турции закупаются оптом, а потом перепродаются в розницу с дикой маржой».

Невысокая маржа такого бизнеса – лишь один подводный камень. Другой – концепт-сторы в принципе не имеют настолько широкой аудитории, как бренды сегмента масс-маркета. А в Казахстане аудитория еще скромнее, поскольку сама концепция такого ретейла только начинает завоевывать рынок.

Львиная доля клиентов казахстанских концепт-сторов – творческая молодежь, а главный канал привлечения новых посетителей – инстаграм. «В основном это творческие люди, которые ищут необычные интересные вещи. Это ценители дизайнерского подхода, уникальности и эксклюзивности в одежде. Те, кто хочет и готов выделяться», – объясняет Гаухар Уразакова, соучредитель концептуального пространства одежды и аксессуа­ров etc.concept store. Этот магазин на рынке уже третий год, он работает с февраля 2021 года. По оценке Уразаковой, в выходные к ним приходит до 50 человек.

Какие концепты предлагают казахстанской аудитории

Казахстанские концепт-сторы предлагают своей аудитории несколько основных направлений.

Etc.concept store видит свою миссию в создании комьюнити начинающих дизайнеров. «Мы являемся точкой развития в офлайн-ретейле для многих дизайнеров, которым мы на лояльных условиях предоставляем место в нашем пространстве и рейлы. Мы берем на себя аренду всего помещения, продавцов, сохранность товаров и склад. Дизайнеры же могут в нашем творческом пространстве снимать контент, встречаться и общаться между собой и со своими клиентами», – говорит Гаухар Уразакова. Продукция казахстанских дизайнеров занимает в магазине около 90% ассортимента, также есть молодые бренды из Кыргыз­стана, Кореи и России.

Фото: Илья Ким

В создании творческого пространства для локальных дизайнеров видит цель своего проекта и Акниет Карабек. Концепция Beepl-Ui заключается в продвижении «неоказахского» стиля (современные одежда и аксессуары с этноэлементами). Концепт-стор объединяет творческих людей из Казахстана и Центральной Азии.

Современное переосмысление казахских традиций, орнаментов, этноукрашений и костюмов – одна из самых широко транслируемых концепт-сторами идей. В последние несколько лет на рынке появилось большое количество торговых марок и брендов, работающих в таком стиле. Например, Roxwear, Al Basty, The nomad child, Ornek, Sisters и т. д. Одежду некоторых из этих брендов можно найти в «Операционной». Принимать своих «пациентов» магазин начал буквально полгода назад.

Помимо запроса на национальную самоидентичность, в числе идей для казахстанских концепт-сторов прослеживаются мировые тренды, такие как slow fashion. Среди продвигающих это направление магазинов можно выделить небольшой концепт-стор Frida, который открылся в 2021 году в Алматы. Своей главной идеей там называют этичную моду и осознанность.

Сочетание несочетаемого лежит в основе казахстанского бренда одежды Blackpepper. Свой офлайн концепт-стор бренд открыл три года назад. «Наша концепция – это сочетание двух противоположностей: черного и белого, современности и традиционности. Мы можем сочетать несколько культур в одной вещи. Например, готический шрифт с национальными вещами – то, что в принципе не сочетается», – комментирует основательница бренда Алена Кочергина.

Россияне, одевшие казахских мужчин

Для любителей уличного streetwear-стиля в январе 2023 года заработало пространство Platforma. Его открыли переехавшие из России в Алматы дизайнер Василий Волчок-Русакович и байер Тахир Щеглов. Василий Волчок-Русакович является основателем одноименного бренда одежды Volchok. Вместе с популярным «Волчком» ребята привезли с собой и другие российские «уличные» бренды, такие как Kate Snap, «МЕЧ», SoWhat, представляющие широкий выбор унисекс и мужской одежды и аксессуаров.

«У нас мало унисекс одежды и мужской одежды. Вообще в Алматы с мужской одеждой огромные проблемы. Практически нет локальных брендов, работающих в этом направлении. Они (создатели Platforma – «Курсив») привезли свои бренды, также начали сотрудничать с несколькими казахстанскими брендами. Такое направление (streetwear) – это то, чего очень не хватало нам», – делится мнением Акниет Карабек.

Сейчас Platforma работает не только с российскими брендами, но и представляет казахстанских дизайнеров.

Неуместная идея

Platforma обосновалась в «Доме на Барибаева» – это известное в Алматы социально-культурное пространство. В другом важном для городской культуры месте расположились etc.concept store – речь идет о здании, спроектированном знаменитым казахстанским архитектором Сакеном Нарыновым и расположенном на территории выставочного комплекса «Атакент».

«Изначально мы хотели строить свое пространство в не­обычном помещении. Вариант с ТРЦ не рассматривали, в том числе и из-за очень дорогой аренды», – объясняет Гаухар Уразакова. И добавляет, что сейчас у концепт-стора более выгодные условия аренды, чем те, которые предлагают в ТРЦ.

Целенаправленно отказалась от формата ТРЦ и Акниет Карабек – она взяла в аренду помещение в жилом доме в Алатауском районе. «Я человек, который не хочет себя ограничивать. В ТРЦ жесткая система по режиму работы. К тому же аудитория в ТРЦ другая. Туда люди приходят за масс-маркетом. А ценность нашей одежды в индивидуальности, в ней есть душа», – считает она.

Бренд Blackpepper на рынке уже семь лет. Но даже они, открывая три года назад физическую точку, не готовы были выйти в ТРЦ. «У нас достаточно специфическая одежда, она нацелена на узкую целевую аудиторию. В основном люди любят разнообразие в цветах», – говорит Алена Кочергина, отмечая, что пока не уверена, что посетители ТРЦ готовы к их черно-белому концепту.

Вложения в свой небольшой магазин на цокольном этаже жилого дома в золотом квадрате Алматы Blackpepper окупил примерно за четыре месяца. «Мы сами отшиваем свою одежду. Это помогает нам экономить, мы можем оперативно дополнять ассортимент. В то время как бренды, которые отшивают вещи «на стороне», несут дополнительные затраты, в том числе и временные», – объясняет Кочергина.

Другие магазины, открывшие­ся примерно в одно время с Blackpepper, но работающие с более молодыми брендами, только подходят к точке операционной окупаемости. Акниет Карабек все деньги от проданной квартиры потратила в первый год работы проекта, и только полгода как ее небольшой бизнес начал приносить прибыль.

Читайте также