«Одному богу известно, что едят потребители» — депутат о безопасности животных продуктов в Казахстане
Депутат партии «Ауыл» Жигули Дайрабаев заявил, что в стране очень низкие требования к безопасности продукции животноводства – не нужна проверка на наличие антибиотиков, биостимуляторов и гормонов. По его словам, также в лабораториях отсутствует оборудование для таких исследований. Об этом мажилисмен сообщил в своем запросе премьер-министру РК Алихану Смаилову.
Чем опасны низкие требования к безопасности продукции. По словам депутата, это приводит к упадку сельскохозяйственной отрасли, ухудшению эпизоотической ситуации (широкое распространение инфекционной болезни среди одного или многих видов животных) в стране, препятствованию экспорта продукции животноводства и здоровью казахстанского народа.
«Продажа ветеринарных документов в ларьках возле рынков стала прибыльным источником бизнеса. Требования по определению безопасности продукции животноводства очень низкие, тем более не требуется проверка на наличие антибиотиков, биостимуляторов и гормонов, оборудование для проведения таких испытаний отсутствует в лабораториях. Одному богу известно, что едят потребители», — заявил мажилисмен.
Какие еще проблемы в сельском хозяйстве озвучил депутат
Отсутствие качественной ветеринарной медицины. По словам Дайрабаева, с каждым годом в сфере ветеринарной медицины наблюдается рост таких опасных инфекций, как сибирская язва, бешенство, ящур, бруцеллез.
«По данным за пять месяцев 2023 года, в нескольких регионах зарегистрировано 19 случаев заболевания человека бруцеллезом. Из них 53% – сельские жители, 47% – городские. Как можно не волноваться по поводу таких фактов?» – возмутился мажилисмен.
Он отметил, что в стране 68 видов опасных болезней скота и только 20–25 из них подлежат бесплатной вакцинации, а профилактические и лечебные мероприятия против особо опасных болезней не дают желаемых результатов. По его мнению, это связано с тем, что привозимые из-за границы вакцины не учитывают местную микрофлору.
Дайрабаев заявил, что выделяются огромные деньги, однако отечественные вакцины не разрабатываются, их необходимо закупать в других странах. Для решения этой проблемы депутат предложил рассмотреть возвращение Казахского научно-исследовательского ветеринарного института из состава Минздрава в Минсельхоз, чтобы обеспечить прогнозирование вспышек инфекций и проведение мониторинговых исследований.
Фальсификация информации и коррупция. Депутат заявил, что необходимо в ближайшее время ввести в эксплуатацию новую платформу цифровой системы идентификации скота, которая была бы удобна для ветеринарных врачей. По его словам, платформа предотвратит фальсификацию информации, данных и коррупцию.
Введенная 15 лет назад цифровая система идентификации скота до сих пор не усовершенствована в соответствии со временем. Ветеринары до сих пор не могут освободиться от бумажной волокиты, информация в системе зачастую не соответствует действительности, а ложные, искаженные или устаревшие данные, с одной стороны, мешают правильному мониторингу эпизоотической ситуации и точному прогнозированию, а с другой стороны – создает предпосылки для разграбления субсидий на животноводство», – пояснил Дайрабаев.
Также он отметил, что продажа ветеринарных документов в ларьках возле рынков стала прибыльным источником бизнеса.
Дефицит ветеринарных кадров. Дайрабаев считает, что профессия ветеринарного врача потеряла ценность, а дефицит кадров с каждым годом увеличивается.
«Если это произойдет, вполне возможно, что в будущем в сельской местности не останется ветеринаров. За последние шесть лет закрылась 31 областная ветеринарная лаборатория, четыре здания находились в аварийном состоянии, 27 из которых – из-за несоблюдения санитарных норм», – заявил депутат.
Он отметил, что ветеринаров вовремя не обеспечивают инструментами, специальной одеждой, транспортом. Также отсутствует система повышения квалификации для профессионального развития специалистов. Кроме того, у ветеринаров, по его словам, самые низкие зарплаты.
«Никакой системной работы! Мы требуем планомерно вводить новые законодательные изменения для повышения статуса ветеринарных врачей», – заключил мажилисмен.
Дайрабаев попросил Смаилова рассмотреть поднятые проблемные вопросы и ответить в сроки, установленные законодательством.
Что не так с казахстанским мясом. McDonald’s в Казахстане закрылся спустя семь лет после старта. Разрыв американской компании с Россией привел к прекращению сотрудничества казахстанского «мака» с российскими поставщиками. Казахстанские поставщики заменить россиян оказались не готовы.
Причиной этому оказалось то, что большинство местных производителей не подходят под стандарты McDonald’s (например, не имеют международных сертификатов по пищевой безопасности).
Попытки создать в стране мясокомбинат международного уровня предпринимались не раз. Но планы иностранных инвесторов рушились из-за смены экономической политики уполномоченного ведомства.
Глава Мясного союза РК Максут Бактибаев на своей странице Facebook вспоминал о нереализованных крупных инвестиционных проектах. По его словам, проект Inalca Cremonini group в Казахстане по строительству мясокомбината международного уровня должен был запуститься в 2020 году в Алматинской области.
Проект стоимостью более 100 млн евро начался в 2015 году, МСХ подписал меморандум в начале 2016 года. Затем со сменой министра изменился и вектор госполитики отрасли, упор был направлен на кооперацию в ЛПХ (строительство убойных пунктов и молочных танкеров в селах), про инвестора все забыли, пока первый президент сам не напомнил про него новому министру, пришедшему в 2018 году.