Продолжается прием работ на казахстанскую литературную премию Qalamdas. Кому и зачем это нужно

Опубликовано
Шеф-редактор коммерческого отдела
Фото: Петр Троценко

Если в России, как отмечает Галина Юзефович, премий больше, чем литературы, то в Казахстане, во всяком случае, на первый взгляд, нет ни того, ни другого. Мы изредка видим в новостных лентах, что члены Союза писателей РК в очередной раз что-то за что-то друг другу вручили, но не появляется ни новых книг, ни новых имен. Премия в качестве двигателя литературного и книгоиздательского процесса может существовать там, где есть этот самый процесс. 

В Казахстане до недавнего времени литературной жизни практически не было, но ситуация меняется. У нас теперь есть современный литературный журнал, в задачи которого входит открывать новые имена, есть две коммерческие литературные премии, ежегодно проходит писательская резиденция, можно записаться на курсы писательского мастерства. И пусть авторы пока «утекают», едва добившись успеха, как это произошло, например, с популярным писателем-фантастом Данияром Сугралиновым, который издается в России, а живет в Америке, но начало положено. И именно литературные премии могут стать эффективным инструментом отбора талантов, верификации автора в творческом сообществе и привлечения внимания читателя. 

Фото: Петр Троценко

Как это работает?

Премия стимулирует и авторов, и издателей, и читателей. Авторы получают денежное вознаграждение, — а заработать на литературе, если вы не Пелевин, с каждым годом становится все сложнее, — читателю же и издателю достается крайне важная в наше время возможность не отделять зерна от плевел самостоятельно. В мире каждый день выходят десятки, если не сотни книг. Читателю сложно разобраться, на что тратить время, а что можно и пропустить, информации слишком много, — человечество никогда за всю свою историю не читало так много, как сейчас, только вот речь преимущественно не про классическую книгу, — а издатель, обращаясь к длинным и коротким премиальным спискам, может значительно сократить риск коммерческого провала. 

«Еще один важный момент, который дают литературные премии, особенно учитывая наши условия, заключается в поддержке авторов, прежде всего моральной, — рассказывает организатор премии Qalamdas Ирина Гурмыкина. — Автору важно чувствовать себя частью литературного мира, понимать, что он не один». 

Фото: Петр Троценко

Что за Qalamdas?

Литературная премия Qalamdas, посвященная памяти Ольги Борисовны Марковой, была учреждена в 2022 году. Цель ее в том, чтобы поддержать казахстанских авторов, помочь найти читателя, а также сближать две литературы — казахоязычную и русскоязычную, развивать институт художественного перевода и литературной критики. 

«Изначально возникла идея сделать премию журнала “Дактиль» за лучшие публикации, но хотелось поддержать как можно больше наших авторов, — говорит Ирина Гурмыкина. — Поэтому решили сделать премию более масштабную. В прошлом году пришло более 170 заявок на двух языках, но в первом сезоне были ограничения по возрасту, многие не смогли участвовать. В этом году мы убрали возрастной ценз, чтобы как можно больше казахстанских авторов смогли принять участие в конкурсе на соискание премии”.

В 2015 году, когда Светлане Алексиевич вручили Нобелевскую премию по литературе, продажи ее книг выросли почти в шесть раз. Дебютный роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» после победы в «Большой книге» напечатали тиражом 117 тысячи экземпляров, тогда как первое издание книги вышло тиражом всего в 3 тысячи. А что дает автору участие в Qalamdas? 

«Участие в премии для казахстанского автора это прежде всего какая-то известность, не только среди читателей, но и в профессиональном кругу — его имя увидят редакторы журналов, представители издательств, — рассказывает соучредитель Литературной Школы Алматы и директор международного ивент-агентства EZ Solutions Михаил Земсков. — Работы финалистов прошлого года, не только победителей, но и участников шорт-листа, были опубликованы в журнале “Дактиль», на них появились рецензии критиков”. 

Фото: Петр Троценко

За что вручают Qalamdas?

Творческий конкурс на соискание премии проводится на двух языках по четырём номинациям: «Поэзия», «Проза», «Литературная критика» и «Художественный перевод». Подать заявку на конкурс могут все совершеннолетние авторы, проживающие в Казахстане. 

«Весь процесс премии абсолютно прозрачный, поскольку все заявки отправляются сначала ридерам, потом членам жюри анонимно, то есть под номерами. В каждой номинации выбирается по два победителя: на казахском и русском языках. Они получают по 200 тысяч тенге, а их работы мы публикуем в журнале. В этом году мы также будем рассматривать рукописи лауреатов к возможному изданию в книжной серии журнала “Дактиль», — говорит Ирина Гурмыкина. 

Общий призовой фонд премии составляет 1,6 млн тенге. Подать заявку на премию можно до 14 октября. Здесь можно ознакомиться с положением о премии и условиями подачи заявки. 

Спонсором премии Qalamdas в этом году является международное ивент-агентство EZ Solutions.

Фото: Петр Троценко

Кто такая Ольга Маркова?

«Открытая Литературная Школа Алматы появилась в 2009 году. Она стала продолжением фонда “Мусагет» и его литературных курсов, которые существовали с конца 90-х до 2008 года, — рассказывает Михаил Земсков. — В 2008 году умерла основательница фонда «Мусагет» Ольга Борисовна Маркова, которая была сердцем литературной жизни Алматы”.

Под кураторством Ольги Борисовны было реализовано множество литературных проектов, а из под ее крыла вышли практически все мало-мальски заметные имена казахстанской литературы. Павел Банников, Михаил Земсков, Илья Одегов, Дина Махметова — все они были учениками Ольги Борисновы и стали преподавателями в ОЛША. 

«После смерти Ольги Борисовны в литературной жизни Алматы образовался вакуум, который было необходимо чем-то заполнить. Мы решили, что ее дело должно жить дальше. Так и появилась ОЛША», — говорит Михаил Земсков. 

Главная цель ОЛША заключалась в том, чтобы возродить и развивать литературное комьюнити в Казахстане. Преподаватели и выпускники ОЛША не только публикуются в международных литературных журналах и издательствах, но и создают собственные локальные литературные продукты. Так, Ерлан Аскарбеков создал премию «Меценат», лауреат которой получает $500 ежемесячно до конца жизни, а Ирина Гурмыкина придумала Qalamdas. 

«Литературная школа дала мне очень и очень много, — говорит Ирина Гурмыкина. — Во-первых, уверенность в себе и в том, что я делаю. Я была стеснительным интровертом, а теперь стала частью важного дела, обросла контактами, единомышленниками. Это важно. И я надеюсь, что шортлистеры и лауреаты Qalamdas тоже получат эту уверенность, чувство локтя, и будут создавать новые литературные проекты в Казахстане». 

Фото: Петр Троценко
Читайте также