«Мы видели это раньше»: как рынки и нефть реагируют на войну в Израиле
Число погибших в конфликте на Ближнем Востоке уже превысило тысячу человек, однако рынки на это событие отреагировали слабо. Наибольшая угроза существует для поставок нефти — в том случае, если в конфликт вступит Иран.
Вооруженный конфликт на Ближнем Востоке вспыхнул в субботу, когда боевики ХАМАС совершили нападение на Израиль, крупнейшее за последние 50 лет. Израиль в ответ объявил ХАМАСу войну. Разыгравшаяся трагедия, впрочем, слабо повлияла на рынки – напряженность в арабо-израильских отношениях сохраняется десятилетиями, а инвесторы за выходные убедились, что война Израиля с ХАМАСом не перерастет в глобальное противостояние и так и останется региональным конфликтом.
Счет погибших с обеих сторон идет на сотни, раненых – на тысячи. По данным израильских СМИ, от атак ХАМАС на Израиль уже погибли более 900 человек, ранены 2,6 тысяч израильтян. В ходе ответной военной операции Израиля в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан за два дня убиты более 700 человек, передал во вторник телеканал «Аль-Джазира» со ссылкой на подсчеты палестинской стороны.
Лидеры США, Великобритании, Франции, Германии и Италии в совместном заявлении выразили поддержку Израилю. Главы пяти стран заявили, что действия ХАМАСа не имеют «ни оправдания, ни легитимности» и «должны быть повсеместно осуждены».
Хотя торги в понедельник, 9 октября, открылись снижением, движения в акциях были слабее, чем после пятничного отчета о занятости. При этом уже к полудню ситуация изменилась. В итоге все три основных индекса США закрылись ростом: S&P 500 и Dow Jones выросли на 0,6%, Nasdaq Composite прибавил 0,4%. Рынок облигаций в США 9 октября не работал в связи с празднованием Дня Колумба.
«Пока дипломаты пытаются сдержать конфликт, рынок смотрит на него и говорит: мы видели это раньше», – сказал главный глобальный стратег LPL Financial Куинси Кросби CNBC.
С ним согласна аналитик JPMorgan Asset Management Мира Пандит. Воздействие войны Израиля и ХАМАС на мировую экономику в долгосрочной перспективе, скорее всего, будет ограниченным, заявила Пандит в эфире американского телеканала CNBC. Директор по инвестициям Dunas Capital Альфонсо Бенито напоминает, что палестино-израильский конфликт тлеет десятилетиями, и его переход в фазу вооруженного столкновения не «должен оказать большого влияния на рынки, за исключением краткосрочной волатильности».
Главный экономист Mazars Джордж Лагариас заявил журналу Fortune, что с началом войны на Ближнем Востоке возросли риски новой волны инфляции.
«Обострение напряженности на Ближнем Востоке может привести к росту цен на энергоносители и подорвать усилия центральных банков по взятию инфляции под контроль. Геополитический статус-кво в последние несколько лет становится все более несбалансированным, поэтому последствия этого нового кризиса могут быть более явными, чем рынки могут себе представить», – говорит Лагариас. По итогам торгов в понедельник цены на сырую нефть в США выросли до $86, в моменте рост их котировок достигал 5,4%.
Инвесторы пока действуют рефлекторно, поскольку сейчас никто не знает, чем именно завершится самое серьезное нападение на Израиль за последние 50 лет, отмечает директор по инвестициям CBIZ Investment Advisory Services Анна Ратбун.
«Пыль поднялась и теперь опускается. Я думаю, потребуется несколько дней, чтобы понять, каково на самом деле влияние (этой войны на рынки)», – заявила Ратбун.
Наиболее серьезное влияние конфликт может оказать на нефть. Ни Израиль, ни Палестина не являются серьезными продавцами нефти, но Иран, который может оказаться втянут в конфликт, – основной поставщик экстра сырой нефти на международный рынок. Впрочем, помогавший ХАМАСу Иран пока не спешит вступать в прямое противостояние с Израилем.
Наиболее вероятным первым шагом США станет ужесточение нефтяных санкций против Ирана, пишет в своей колонке в WSJ во вторник обозреватель Джеймс Макинтош.
Текущую ситуацию вокруг Израиля рано сравнивать с 1973 годом, соглашается руководитель отдела продаж Saxo Banque France Андреа Туени.
«Если бы конфликт принял другое измерение, например, Израиль нанес прямой удар по иранской инфраструктуре, это была бы совсем другая история. Но пока к этому нет предпосылок», – заявил Туени журналу Fortune.
Любые новые санкции против Ирана, отрицающего свою причастность к нападению на Израиль, могут поставить под угрозу проход танкеров с нефтью через Ормузский пролив, который Тегеран уже угрожал закрыть. Директор по исследованиям горнодобывающей и энергетической отраслей Commonwealth Bank Вивек Дхар заявил в интервью информагентству, что не исключает сценария, при котором на мировом нефтяном рынке «произойдет сбой».
В последнее время Соединенные Штаты ослабили давление на Иран, что позволило исламской республике за последний год увеличить добычу примерно на 500 тыс. баррелей в сутки. По оценкам Goldman Sachs, сокращение иранской добычи на каждые 100 тыс. баррелей в сутки в следующем году приведет к росту цен на нефть на $1. На торгах в понедельник фьючерсы на нефть марки Brent подорожали примерно на 4%.
Палестино-израильская война может положить конец улучшению отношений между Саудовской Аравией и Израилем, которое помогло бы сдерживать цены на нефть в рамках оборонительного пакта США с королевством. После начала войны Citigroup снизила ожидания по смягчению либо полной отмене Саудовской Аравией добровольного ограничения добычи нефти на 1 млн баррелей в сутки. Увеличение геополитической напряженности может привести к подорожанию барреля нефти на $5–10 из-за возросшей премии за риск, приводит Bloomberg прогноз Societe Generale.
В краткосрочной перспективе нападение ХАМАС на Израиль не окажет заметного влияния на поставки нефти и на нефтяные цены, поскольку Левант (Восточное Средиземноморье) не является крупным нефтедобывающим регионом, отмечает глава хедж-фонда Andurand Capital Пьер Андюран. При этом он допускает, что уже через несколько месяцев рынок может почувствовать дефицит нефти на фоне сокращения мировых запасов и добычи странами ОПЕК+.
«Война между ХАМАС и Израилем пугает в любое время. Однако и логика и события последних лет предполагают, что этот конфликт так же останется локализованным, а трейдеры вернутся к ФРС и процентным ставкам, и, какой бы трагичной ни была ситуация, сама по себе война между ХАМАСом и Израилем еще не повод продавать акции», – пишет финансовый консультант Мартин Тилье в статье для сайта Nasdaq.com.