Планирует ли Казахстан закупать западное вооружение, в частности танки Himars, Leopard, Abrams и военные истребители с учетом того, что они применяются в войне между Россией и Украиной, рассказал заместитель министра обороны РК Бакытбек Сыдыков на брифинге в кулуарах сената.
Будет ли минобороны закупать западное вооружение. На брифинге у замминистра спросили, следит ли минобороны за войной в Украине и планирует ли закупать западную военную технику. Сыдыков ответил, что министерство обороны на постоянной основе следит за российско-украинским конфликтом и применением в нем современных средств оружия, в том числе западных образцов и отметил, что это вооружение не рассматриваются для закупки.
«На сегодняшний день данные образцы нами не рассматривается, в связи с тем, что они очень дорогие. Нами проводится постоянный мониторинг по цене-качеству. И на основе этого выбираются соответствующие образцы (для покупки — прим.ред.), который не уступают», — ответил он.
У каких стран Казахстан будет закупать вооружение. Замминистра обороны рассказал, что Казахстан диверсифицирует свои закупки оружия и сотрудничает в этом направлении с разными странами, в том числе Турцией, Китаем, Сербией и Чехией. Это происходит из-за санкций на покупку российской и белорусской продукции.
Какое вооружение Казахстан закупается из России. Он также опроверг информацию о том, что Казахстан покупает у России не самое современное оружие. По его словам, государственный оборонный заказ состоит на 50% из местного содержания, а за рубежом в основном закупается та продукция, которая не выпускается внутри страны, в том числе высокотехнологичная.
«У нас все закупки диверсифицированы. В этом направлении мы плотно работаем с министерством промышленности и строительства. Из этого общего количества имеется определенный объем, который мы закупаем у нашего соседа РФ в связи с тем, что на сегодня инфраструктура и вооружение, которое мы имеем, российского и советского производства. Мы вынуждены его тоже поддерживать», — заявил он.
Контекст. Одним из крупных скандалов последнего времени, связанного с оборонным заказом, произошел между Минобороны РК и компанией «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» (КПИ). Министерство обвинило компанию в том, что она в 2022 году сорвала поставку десяти бронированных колесных машин (БКМ) «Арлан» с боевым модулем. Также под угрозой срыва находится поставка 18 аналогичных единиц техники в 2023 году.
До этого в российских соцсетях распространялась информация о том, что глава этого казахстанского предприятия Айбек Барысов якобы совершил «непосильный вклад в победу в СВО» за счет поставки бронетранспортеров «Арлан» для бойцов чеченского спецназа «Ахмат». Однако сам бизнесмен категорически отрицал свою причастность и утверждал, что его компания не имеет никакого отношения к российско-украинскому военному конфликту.