В Кыргызстане в уникальной долине Чон-Кемин впервые был организован международный кинолагерь Post Space, где лучшие молодые режиссеры и продюсеры из Центральной Азии встретились и познакомились с отборщиками крупнейших международных кинофестивалей из Канн, Венеции, Берлина, Локарно, Котбуса и Гонконга. «Курсив» побывал на пятидневном киномарафоне, который прошел в начале октября, и рассказывает, как все было.
Первый кинолагерь в Центральной Азии состоялся в кыргызском селе Ашу – красота этого крохотного, невероятно живописного и будто бы спрятанного от посторонних глаз аила удивляет, влюбляет и обезоруживает. Чтобы оказаться там, нужно всего ничего – свернуть по дороге на Иссык-Куль. И уже вскоре вокруг одни горы, небо, облака, малиновые поля и знаменитые тополя Кыргызстана. Вся эта сельская пастораль становится еще краше, когда на нее смотрят не обыватели, а люди, задающие темп киноиндустрии всего региона и настоящие трендсеттеры. Это молодые казахстанские режиссеры Айсултан Сеитов, Дархан Тулегенов, Алдияр и Венера Байракимовы, их коллеги с большим фестивальным бэкграундом Фархат Шарипов, Ерлан Нурмухамбетов, Катерина Суворова и мэтры – наш Дарежан Омирбаев и кыргызстанец Актан Арым Кубат.
Уровень мероприятия обеспечивали и лучшие продюсеры: казахстанцы Юлия Ким, Еркежан Максут, Еркебулан Куришбаев (руководитель амбициозной студии Qara и организатор Oyu Fest), а также кыргызстанцы: продюсеры Алтынай Койчуманова, Асхат Табалдиев (он руководит 1.1Studio), продюсер и режиссер Бекзат Пирматов, режиссер Мирлан Абдыкалыков. Узбекистан представляли дебютант Шокир Холиков, известная всем Саодат Исмаилова и другие. А еще были сценаристы, популярные актеры, композиторы, поэты, музыканты, критики, не только из Центральной Азии, но и из Якутии (продюсер Сардана Саввина из Sakha Cinema). Всех не перечислить, неймдроппинг и без того получился впечатляющим.
Лагерь для двоих
Сама идея организации международного кинолагеря, где в неформальной обстановке могли бы встречаться отборщики и те, кто делает кино, не только нужная и важная, но и потенциально очень прибыльная. К тому же эта ниша практически свободна.
«В Центральной Азии нет многих институций, которые есть в странах с развитой кинематографией, – делятся с «Курсивом» организаторы, продюсерки Юлия Ким и Алтынай Койчуманова. – Развитием диалога между кинематографистами и отборщиками никто не занимается, точно так же, как и отношениями внутри кинематографического сообщества, у нас не очень получается строить вертикальные и горизонтальные связи даже между собой, и нам хочется это изменить». Post Space берет на себя функцию больших сэйлс-агентов, которые помогут продавать отечественное кино за рубеж, ведь далеко не у всех кинематографистов есть возможность выезжать на крупнейшие кинофестивали и общаться с отборщиками, программными директорами напрямую.
В этом году кинолагерь сумел привлечь 110 гостей. «Это в два раза больше, чем мы планировали», – радуются организаторы. Стоимость номеров в местном гостевом комплексе варьировалась от $400 до $650 на пять дней вместе с проживанием, трехразовым питанием, мастер-классами, дискуссиями, Q&A-сессиями с профессионалами и просмотрами самых новых фильмов.
«Для нас даже $400 – это немаленькая сумма, – говорят молодые кинематографисты. – Но мы понимаем, что это не просто трата денег, а наша инвестиция в будущее. Тем более, что ездить на фестиваль каждый год за свой счет мы пока не можем». Действительно, поездка одного человека на любой топовый фестиваль обойдется как минимум в $2,5–3 тыс., и далеко не факт, что вы познакомитесь с кем нужно. Практики как в других странах, когда заинтересованная сторона приглашает отборщика на свою территорию, оплачивает ему проживание, питание и аренду кинотеатра для него одного, лишь бы он отсмотрел все их картины для своей программы, как это делает, например, Южная Корея, у нас нет.
«Мы заложили в цену по большому счету только стоимость проживания, поэтому это совсем небольшие деньги, – говорят идеологи Post Space. – Ведь мероприятие уникальное, где еще вы можете пить кофе по утрам с отборщиками Канн и Венеции, днем показывать им свое кино и обсуждать интересные вопросы, а вечером петь с ними у костра?». Действительно, завязать тесный контакт с отборщиками гораздо проще, когда вы не просто отсылаете им свое кино, а можете подискутировать с ними о кинотрендах под бокал хорошего вина или поиграв в «Крокодила».
Cамые нужные люди
«Мы не знали, как наша киноаудитория отреагирует на мероприятие, за которое нужно было заплатить, ведь кинематографисты привыкли получать подобного рода информацию бесплатно – на кинофестивалях, мастер-классах и творческих встречах, – рассказывает Юлия Ким. – Но уровень получаемых ими знаний и контактов у них был довольно поверхностный, ведь не секрет, что приглашающая сторона обычно не сильно заботится о качестве спикеров, мы же пригласили самых топовых людей в фестивальной индустрии». По ее словам, гости – не просто синефилы и люди, активно интересующиеся новыми для кино территориями, это именно специалисты, влияющие на ключевые решения, которые принимает тот или иной фестиваль, они помогают понять, какой фильм станет великим и на имя какого режиссера прольется свет в этом году.
Достаточно озвучить весь список гостей: арт-директор «самой рок-н-ролльной» программы Каннского кинофестиваля – «Двухнедельник режиссеров» Жульен Режл, отборщик Венецианского кинофестиваля Паоло Бертолин, программный директор кинофестиваля в Котбусе и отборщик Берлинского кинофестиваля Бернд Будер, отборщица Гонконгского кинофестиваля, также отбирающая претендентов на азиатский «Оскар» – азиатско-тихоокеанскую премию APSA (Asian Pacific Screen Awards) Кики Фунг, отборщик кинофестиваля в Локарно Стефан Иванчич, отборщик фестивалей во Фрибурге и Джехоне Бенжамен Иллос, отборщик небольших американских кинофестивалей, аккредитованных «Оскаром», Султан Пиржан, самый известный кинокритик постсоветского пространства Антон Долин и другие.
«Для нас это тоже очень полезное мероприятие, ведь мы хоть и знаем ваших топовых фестивальных режиссеров, но все равно находимся в постоянном поиске новых талантов, – говорит арт-директор «Двухнедельника режиссеров» Жульен Режл.
– У меня нет бюджета на то, чтобы мои отборщики выезжали на скаутинг молодых звезд в вашем регионе и искали на месте. К тому же, погружаться в контекст всегда интересно». К слову, все отборщики согласились приехать без гонорара.
Революционный фестиваль
По словам устроителей ивента, если не обращаться к спонсорам и все делать с комфортом и без тотальной экономии, то бюджет мероприятия составит примерно $150 тыс. (бюджет средней казахстанской картины). «Учитывая, какие деньги тратятся на организацию местных кинофестивалей и национальных павильонов на больших европейских фестивалях, а это суммы, превышающие наш бюджет в несколько раз, это очень небольшое, но очень продуктивное вложение в местную креативную индустрию», – уверены в Post Space.
В этом году мероприятие поддержали культурные институты – место 20 участникам из Кыргызстана обеспечило местное отделение Фонда Сороса, Узбекистан оплатил участие 10 кинодеятелей, большинство казахстанцев приехали за свой счет. «Я стала искать спонсорство у казахстанских компаний в тот момент, когда осенние бюджеты на этот год были уже распределены, – делится Юлия Ким. – Некоторых из наших потенциальных инвесторов не устраивало то, что кинолагерь был организован в Кыргызстане». Этому есть простое объяснение – если бы мероприятие делали в Казахстане, то ценник был бы в разы выше, а участники из Кыргызстана и Узбекистана просто не смогли бы это себе позволить. Да и найти «совершенно сумасшедшую», неизвестную многим локацию в РК не так уж и просто.
«Мы не ставили себе цель заработать, мы ничего не заработали, но и не потеряли, нам больше нравится думать не над гонорарами, а над тем, во что в итоге это выльется, – говорят организаторы Post Space. – Судя по отклику, мы поняли, что идем в верном направлении, в первый же год нам удалось собрать максимально качественную тусовку, к нам приехали настоящие профессионалы своего дела, молодые интеллектуалы и те, о ком будут говорить ближайшие 10 лет».
В чем польза?
Большая часть участников кинолагеря – казахстанцы. Это закономерно – наша индустрия в Центрально-Азиатском регионе очевидный лидер и у нас сейчас больше всего режиссеров, которые нуждаются в открытии новых фестивальных пространств.
В программе закрытых спецпоказов для отборщиков были продемонстрированны самые ожидаемые картины года – фильм Дархана Тулегенова «Жаза» (это семейная драма, разворачивающаяся на фоне тотальной коррупции), а также долгожданный мюзикл Фархата Шарипова «Солдат любви», построенный на творчестве группы «А-Студио».
«Я бы очень хотела, чтобы гости не просто обратили свое внимание на новую генерацию наших кинематографистов, познакомились с ними лично, но и сфокусировали бы свое внимание на регионе более цельно и сделали для нас программы, как было однажды в Локарно или, возможно, когда-нибудь будет на Каннском кинофестивале – у них в «Двухнедельнике» есть программа «Фабрик», где шанс проявить себя дается не одному режиссеру из страны, а сразу нескольким», – мечтает Юлия Ким.
«Сандэнс» ЦА
Только ленивый не сравнил кинолагерь в Ашу с ранним периодом знаменитого американского кинофестиваля «Сандэнс», который проводится в небольшом городке Парк-Сити в штате Юта с конца 1980-х. Когда-то это был небольшой шахтерский городок, потом он превратился в уютный лыжный курорт, а теперь это один из важнейших городов для киноиндустрии всего мира, где зажигают звезды американского, а значит, мирового кино.
«Мы брали его в качестве референса, но, работая, поняли, что «Сандэнс» – не совсем наша модель, мы бы хотели делать акцент не на готовых фильмах, а на мероприятиях, которые приведут к созданию кино», – говорят организаторы.
В следующем году на Post Space обещают устроить питчинг проектов и пригласить на это мероприятие представителей международных кинофондов, влиятельных зарубежных продюсеров, которые выберут местные проекты, вложат в них деньги или поддержат на определенном этапе и дадут дополнительный толчок для развития нашей индустрии. В этом году на Post Space была лишь программа шоу-кейсов, где были показаны почти готовые фильмы. В идеале эту программу лучше организовать на этапе запуска проектов.
Организаторы Post Space обещают, что кинолагерь будет проводиться как минимум раз в год, а может и чаще. Вполне возможно, что ивент станет кочующим и его проведут не только в Кыргызстане, но и в Казахстане, Узбекистане и на любых заинтересованных территориях. Каким был эффект от осеннего кинолагеря, мы узнаем в следующем году, когда начнется новый фестивальный сезон. Главное, чтобы фильмы не отправлялись в последний день, отсмотреть все 1800–2000 картин за месяц-два не способны даже 10 отборщиков.