Аналитики Halyk Finance оставили свой прогноз по росту экономики Казахстана на уровне 4,8%, хотя фактический показатель по итогам января – сентября 2023 года составил 4,7%. Экономика замедлилась на фоне спада производства в сельском хозяйстве, но остальные составляющие выросли, указывают эксперты.
«Спад производства в сельском хозяйстве из-за осадков и проблем со сбором урожая привел к очередному замедлению темпов роста экономики в сентябре. Череда проблем в сырьевом сегменте страны – от энергетического до агросектора в текущем году – существенно ослабили динамику экономики со свыше 5% в годовом выражении в первом полугодии до 4,7% за девять месяцев. Несмотря на это, мы сохраняем наш прогноз роста ВВП Казахстана в текущем году на уровне 4,8%», – говорится в свежем обзоре Halyk Finance.
Halyk Finance поясняет, что основные составляющие экономического роста сохраняют свое устойчивое позитивное влияние. К примеру, растут цены на нефть, увеличивается ее добыча, поддерживается внутренний спрос за счет бюджетного стимулирования (госфинансирование и увеличение объемов госзаказов), а ослабление тенге увеличивает доходы экспортеров и бюджета. Инфляционное давление на экономику ослабевает, создавая условия для расширения инвестиций и потребления, добавили аналитики.
Эксперты напоминают, что в прошлом году урожай зерновых был рекордным с 2011 года, это также сказалось на показателях 2023 года из-за эффекта высокой базы. Кроме того, в прошлом месяце ослабла инвестиционная активность.
Добыча нефти выросла сразу на четверть в годовом выражении и превысила значения за два предыдущих месяца. Показатель восстанавливается после перебоев в подаче электроэнергии на западе страны в июле и августе, а также роста цен за баррель нефти марки Brent до $94 в сентябре. Промышленное производство в январе – сентябре выросло на 4,4% за счет сектора добычи (на 5,4% год к году) и обрабатывающей промышленности (на 3,2%). Halyk Finance указал, что это лучший показатель за последние пять лет.
Лидерами по темпам роста стали сферы строительства и торговли, они выросли по сравнению с январем – сентябрем 2022 года на 12,6% и 10% соответственно. Существенные темпы роста также отмечались в телекоме (на 8,4% год к году) и сфере транспорта (на 7%).
«Как мы и ожидали, спад розницы в августе был временным, и в сентябре она выросла за месяц на 7,1%, а в Алматы продажи повысились сразу на 22,7%. Высокий потребительский спрос в текущем году поддерживается за счет отложенного спроса, замедления темпов инфляции и высоких объемов потребительского кредитования», – пояснили аналитики.
В обзоре Halyk Finance, который выходил на прошлой неделе, аналитики также отмечали, что придерживаются прогноза ВВП в 4,8%. Они указывали, что рост ВВП республики в текущем году колеблется в широком диапазоне от 5,6% в январе до 4,3% в январе-феврале. За девять месяцев экономика выросла в годовом выражении на 4,7% после 5,3% за первое полугодие.
«Немалую роль в макропоказателях этого года играет низкая база прошлого года, когда рост ВВП составил всего 3,2% и наиболее выраженное замедление имело место именно во второй половине 2022 года», – отмечали эксперты.
Международный валютный фонд (МВФ) пересмотрел прогноз роста экономики Казахстана в 2023 году до 4,6% с предполагаемых 4,8% в июле. По оценкам Ассоциации финансистов Казахстана (АФК), рост ВВП через 12 месяцев может составить 4,1%.
По оценкам Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), ВВП Казахстана вырастет на 5% в 2023 году. Это выше, чем в предыдущем майском прогнозе (3,9%). Банк скорректировал прогноз на фоне фактического роста казахстанской экономики за первые восемь месяцев текущего года на 4,9%. Азиатский банк развития (АБР) в свежем обзоре также улучшил прогнозную оценку роста ВВП Казахстана с 3,7% до 4,1% в 2023 году, с 4,1% до 4,3% в 2024 году.
Почему казахстанцы не чувствуют на себе рост экономики
Министр национальной экономики Алибек Куантыров объяснил журналистам, почему казахстанцы живут все хуже, в то время как правительство отчитывается о росте экономики и снижении инфляции.
«Высокая инфляция – это не очень хороший сигнал для экономики. Но, с другой стороны, инфляция в любой растущей экономике есть. Сейчас это мировая проблема. Мы благодаря принятым мерам задержали инфляцию, иначе она была бы гораздо выше», – заявил Куантыров.
В отличие от Алихана Смаилова, глава Минэкономики признал вклад Нацбанка в замедление инфляции. На прошлой неделе глава правительства раскритиковал доклад замглавы Нацбанка Берика Шолпанкулова о замедлении инфляции до 11,8%. Шолпанкулов говорил, что показатель замедлился в условиях умеренно жесткой денежно-кредитной политики, постепенного исчерпания высокой базы 2022 года, а также снижения глобального инфляционного давления и издержек производства. Смаилов в свою очередь говорил, что замедление инфляции стало возможным «благодаря комплексной антиинфляционной работе правительства», а не Нацбанку. Куантыров отметил и принятые правительством меры, и действия регулятора по ужесточению денежно-кредитной политики.
«На какие-то товары ставился запрет на экспорт, чтобы оставалось на внутреннем рынке. Действия Нацбанка по ужесточенной монетарной политике в прошлом году тоже дали свой результат. Если бы не это, ситуация была бы гораздо хуже», – заявил министр экономики.
Он ожидает, что в дальнейшем ситуация будет улучшаться, что подтверждают международные рейтинговые агентства. Сейчас на экономическом росте отрицательно сказываются постковидная ситуация, военные конфликты, добавил Куантыров.
«В том числе из-за того, что Казахстан географически страна, не имеющая выхода к морю. Нам сложно торговать, когда такие случаются катаклизмы. Поэтому Казахстан ищет выходы для диверсификации своих экспортных маршрутов. Параллельно мы занимаемся реформами, конечно, политическими, экономическими, в том числе [разрабатываем] новый Налоговый кодекс», – подчеркнул Куантыров.
По словам главы Минэкономики, «не нужно только негатив показывать, но и позитив, потому что работа на самом деле очень большая сделана».
«Может, не все показывается так, как нужно, но, уверяю вас, много работы, в том числе та, что не может публично показываться. Ситуацию мы мониторим, конечно, мы это знаем, мы должны реальную картину видеть. И, более того, лично я выезжаю в регионы, встречаюсь с населением, в основном в аулах. И реальную картину, конечно же, видим и стараемся помогать», – резюмировал он.
По итогам девяти месяцев 2023 года рост экономики Казахстана замедлился до 4,7% по сравнению с 4,9% в январе – августе. В начале сентября президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поставил перед правительством задачу обеспечить ежегодный рост ВВП на уровне 6-7%, чтобы к 2029 году добиться его удвоения до $450 млрд.
В августе Алибек Куантыров представил прогноз социально-экономического развития Казахстана на 2024–2028 годы, согласно которому предполагается среднегодовой рост ВВП на 5,8%. В 2024-м экономика, как ожидается, вырастет на 5,3%, а к 2028 году темпы увеличатся до 6%. Среднегодовые темпы роста в промышленном секторе составят 4%. В предыдущем прогнозе ведомства предполагался рост ВВП на 4% в 2023 году, на 5% – в 2024-м, в 2028-м – на 6%.