Вице-министр рассказал об отказе от экспорта дронов через Россию, возглавляемое им ведомство утверждает, что запрет не вводился
Вице-министр торговли и интеграции Кайрат Торебаев рассказал, что власти Казахстана ограничили поставки в Россию некоторых категорий товаров, которые потенциально могут классифицироваться как продукция двойного назначения и использоваться в военных целях. Слова чиновника передает корреспондент «Курсива».
К товарам, поставки которых ограничены, относятся 106 категорий продукции, в том числе дроны и детали для них, специализированная электроника и чипы. Торебаев не уточнил, касается ли отказ от экспорта только поставок российским покупателям или также распространяется на транзит через территорию соседней страны.
Министерство торговли и интеграции, в свою очередь, распространило комментарий, в котором утверждает, что никаких дополнительных запретов Астана не вводила.
«Регулирование торговых отношений Казахстана и России происходит в полном соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе. Запреты на экспорт каких-либо товаров в РФ в связи с антироссийскими санкциями не устанавливались», — говорится в сообщении.
Также министерство подчеркнуло, что его замглавы говорил о товарах, попадающих в категорию двойного назначения. В отношении них больше 20 лет действует экспортный контроль, относящийся к национальной компетенции, — в том числе и в рамках ЕАЭС.
Тема поставок различных видов продукции в Россию из соседних стран, включая Казахстан, а также из Турции и ОАЭ неоднократно обсуждалась после введения масштабных санкций в отношении нее. В апреле в Казахстане запустили систему онлайн-отслеживания товаров, поступающих в республику для дальнейшего реэкспорта. О ее создании не сообщалось официально, однако СМИ писали об этом со ссылкой на осведомленных высокопоставленных чиновников.
И до, и после запуска системы в Астану приезжали западные политики и чиновники, говорившие о необходимости строго соблюдать санкции и советовавшие властям Казахстана развивать торговое сотрудничество с другими странами в обход России. В апреле помощник министра финансов США Элизабет Розенберг, помощник министра торговли США Мэттью Аксельрод и директор Управления по санкциям Великобритании Дэвид Рид предупреждали о рисках вторичных санкций, при этом подчеркивая, что вопрос касается «не iPhone и не стиральных машин», а товаров двойного назначения, в том числе компьютерных чипов и элементов для интегрированных электронных систем.
Впоследствии представители казахстанских властей, включая президента Касым-Жомарта Токаева, говорили, что Астана не будет вводить ограничений на торговлю с Россией, но при этом не позволит использовать себя для обхода ограничений.
По итогам прошлого года объем экспорта из Казахстана в Россию увеличился на 25% в денежном выражении, в 2023-м также фиксируется рост. С января по май поставки увеличились на 45%, до $4 млрд, а доля России во внешней торговле достигла 18,8%. За первые восемь месяцев года поставки железнодорожным транспортом увеличились на 21,4%, до $6,4 млрд.
В начале года британское издание Molfar опубликовало расследование об обходе антироссийских санкций, в том числе ограничений на поставки товаров двойного назначения. Описанная журналистами схема предполагает оплату искомого товара в европейских странах зарегистрированным в Казахстане юрлицом с дальнейшей его доставкой на границу с Беларусью и зацепкой за российские или белорусские грузовики. Далее товары, предназначенные для Казахстана, направляются, как утверждается, в Россию.