ЕАБР ожидает дальнейшего замедления инфляции в Казахстане

Опубликовано (обновлено )
Старший корреспондент отдела Business News
ЕАБР ожидает, что инфляция замедлится до 7,9% к концу 2023 года. Фото: Shutterstock

Аналитики Евразийского банка развития (ЕАБР) ожидают дальнейшего снижения годовой инфляции в Казахстане до 7,9% к концу 2023-го. По итогам января – сентября она замедлилась до 11,8% в годовом выражении, тогда как за восемь месяцев составила 13,1%. Об этом говорится в свежем макроэкономическом обзоре организации.

«Казахстанская экономика сохраняет высокие обороты. Инфляция устойчиво замедляется, что позволило Нацбанку приступить к раунду снижения базовой ставки. Дефицит государственного бюджета продолжил формироваться в условиях более низких, чем годом ранее, мировых цен на нефть и металлы», – сообщается в обзоре.

В Казахстане прогнозируется дальнейшее снижение показателей годовой инфляции по мере выхода из расчетов высоких показателей предыдущего года и ослабления инфляционного давления со стороны мировых рынков.

«Ослабление внешних факторов все более явно оказывает влияние на внутренние цены Казахстана. Ожидаем более выраженного замедления роста потребительских цен в сентябре-ноябре – по мере выхода из расчетов всплеска в динамике индекса потребительских цен годом ранее. Прогнозируем инфляцию на уровне 7,9% на конец 2023 года», — отметили аналитики.

Кроме того, они ожидают дальнейшего снижения базовой ставки Нацбанком с учетом прогноза по инфляции. Регулятор обещал дальнейшее ослабление денежно-кредитной политики при замедлении инфляции ниже 10%.

ЕАБР подсчитал, что агрегированный темп прироста потребительских цен в государствах-участниках составил 6,3% в сентябре после 5,8% в августе. В обзоре отмечено, что повышение инфляции стало следствием реализации проинфляционных рисков в России. Аналитики указывают на риски ускорения инфляционных процессов в России и Беларуси до конца года.

Премьер-министр Алихан Смаилов отмечал, что для дальнейшего понижения инфляции нужно усилить работу и принять реальные меры по наращиванию темпов роста во всех сферах экономики, а также продолжить активную работу по стабилизации цен на продовольственные товары и стимулированию отечественного производства продуктов питания. Кроме того, по словам главы правительства, необходимо ускорить реализацию инвестиционных проектов в несырьевых секторах, в том числе в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и логистике, IT, туризме и других сферах с привлечением иностранных и казахстанских инвесторов.

На прошлой неделе Смаилов раскритиковал доклад замглавы Нацбанка Берика Шолпанкулова о замедлении инфляции до 11,8%. Шолпанкулов говорил, что показатель замедлился в условиях умеренно жесткой денежно-кредитной политики, постепенного исчерпания высокой базы 2022 года, а также снижения глобального инфляционного давления и издержек производства. Смаилов в свою очередь говорил, что замедление инфляции стало возможным «благодаря комплексной антиинфляционной работе правительства», а не Нацбанку.

Ожидания ЕАБР по ВВП Казахстана

По итогам января – августа ВВП страны вырос на 4,9% после 4,8% в январе – июле. К слову, по итогам девяти месяцев темпы роста ВВП замедлились до 4,7%. В первые восемь месяцев экономика, по мнению аналитиков, росла из-за инвестиций на фоне реализации инициатив властей по раскрытию потенциала республики и сильной динамики в промышленном производстве и секторе услуг.

«Объем капиталовложений в январе – августе вырос на 12,2%. Активность поддерживалась работами по строительству и капитальному ремонту зданий и сооружений (15% год к году), а также увеличением расходов на приобретение машин, оборудования и транспортных средств (23,5%). В отраслевой структуре инвестиционная активность повысилась в транспорте и складировании, энергосекторе и горнодобывающей промышленности», – указано в обзоре.

Аналитики считают, что инвестиции продолжат оказывать поддержку росту ВВП в оставшейся части года, в том числе на фоне стимулирующих мер государственной поддержки. Сдерживающее влияние на ВВП могут оказывать обязательства в рамках ОПЕК+ по сокращению добычи нефти (МЭ РК, 2023), а также некоторое ослабление роста в сфере услуг (индекс PMI сферы услуг снижается с апреля 2023 года и в августе составил 50,2).

«С другой стороны, сильная динамика инвестиций будет с запасом компенсировать действие обозначенных факторов, что может потребовать улучшения оценок прогноза ВВП на 2023 год», – предполагают эксперты ЕАБР.

Промышленное производство к концу года вырастет всего на 3,5–4% из-за спада в металлургии, полагают эксперты. Фактически выпуск промышленной продукции за восемь месяцев 2023 года вырос на 3,8% после 3,6% за январь – июль.

«Основой роста в секторе остаются машиностроение и добыча нефти. Фактор сокращения добычи нефти годом ранее из-за проведения плановых ремонтных работ продолжил формировать сильную динамику в отрасли в июне-августе 2023 года», – добавил ЕАБР.

Что будет с ВВП стран Центральной Азии

ЕАБР отмечает уверенный рост экономик региона – Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. По данным аналитиков, совокупный ВВП вырос на 2,8% в январе – августе 2023 года, что на 0,8 пп. выше результатов первого полугодия.

«Динамика совокупного ВВП региона во многом определялась ускорением темпов экономического роста в России и Беларуси. ВВП России год к году увеличился на 2,5%по итогам января – августа после роста на 1,6% в первом полугодии. Рост ВВП Беларуси ускорился до 3,1% год к году в январе – августе после 2% в первом полугодии. Высокую экономическую активность в России и Беларуси поддерживали стимулирующая экономическая политика и обновление цепочек добавленной стоимости», – пояснили эксперты.

Они ожидают, что накопленные с начала года темпы прироста ВВП России и Беларуси останутся высокими в IV квартале 2023 года. Кроме того, аналитики прогнозируют сохранение высоких темпов роста экономик стран Центральной Азии и Армении.
В то же время аналитики обращают внимание на сохраняющиеся риски для экономик стран со стороны внешнего сектора. В частности, они говорят о замедлении мировой экономики и ее возможного перехода к режиму длительного функционирования в условиях повышенных процентных ставок.

«Это станет сдерживающим фактором. Однако сохраняется потенциал поддержания экономического роста в странах — участницах ЕАБР за счет внутренних факторов: спроса и институциональных преобразований, что будет способствовать сглаживанию негативного влияния внешних условий», – заключили эксперты.

По итогам девяти месяцев 2023 года рост экономики Казахстана замедлился до 4,7% по сравнению с 4,9% в январе – августе. В начале сентября президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поставил перед правительством задачу обеспечить ежегодный рост ВВП на уровне 6-7%, чтобы к 2029 году добиться его удвоения до $450 млрд.

В августе министр национальной экономики Алибек Куантыров представил прогноз социально-экономического развития Казахстана на 2024–2028 годы, согласно которому предполагается среднегодовой рост ВВП на 5,8%. В 2024-м экономика, как ожидается, вырастет на 5,3%, а к 2028 году темпы увеличатся до 6%. Среднегодовые темпы роста в промышленном секторе составят 4%. В предыдущем прогнозе ведомства предполагался рост ВВП на 4% в 2023 году, на 5% – в 2024-м, в 2028-м – на 6%.

Halyk Finance в свежем обзоре отмечал, что придерживается прогноза ВВП в 4,8%. Международный валютный фонд (МВФ) пересмотрел прогноз роста экономики Казахстана в 2023 году до 4,6% с предполагаемых 4,8% в июле. По оценкам Ассоциации финансистов Казахстана (АФК), рост ВВП через 12 месяцев может составить 4,1%. По оценкам Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), ВВП Казахстана вырастет на 5% в 2023 году. Это выше, чем в предыдущем майском прогнозе (3,9%). Азиатский банк развития (АБР) в свежем обзоре также улучшил прогнозную оценку роста ВВП Казахстана с 3,7% до 4,1% в 2023 году, с 4,1% до 4,3% в 2024 году.

Читайте также