Глава Минэнерго рассказал о планах многократно нарастить экспорт казахстанской нефти в Китай
Казахстан может дополнительно поставить в Китай до 10 млн тонн нефти в год по сравнению с текущими чуть более 1 млн тонн ежегодно, сообщил министр энергетики Алмасадам Саткалиев.
«Со стороны Казахстана сейчас небольшой объем экспорта идет. В этом году чуть более 1 млн тонн… Китайская сторона поставила перед нами вопрос по гарантированию объемов. До 10 млн тонн (в год. – «Курсив») мы сможем обеспечить дополнительную поставку казахстанской нефти в Китайскую Народную Республику», – сказал он, отвечая на соответствующие вопросы на брифинге.
По его словам, у Казахстана существуют дополнительные экспортные возможности по нефти на Китай, связанные с расширением пропускной мощности трубопроводов.
«Мы говорим о наличии свободных емкостей в трубе (трубопроводе из Казахстана в Китай. – «Курсив»), и мы говорим о реализации проектов совместно с китайскими партнерами по расширению участков магистрального нефтепровода Кенкияк –Атырау и Кенкияк – Кумколь, который позволит направлять нефть именно с западных регионов. Сейчас мы уже достигли договоренности по разработке предварительных проектных решений», – сказал он.
Расширение мощности двух участков казахстанско-китайского трубопровода (Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь) стоимостью $200 млн позволит не только увеличить экспортные поставки казахстанской нефти в Китай, но и обеспечить отечественной нефтью нефтеперерабатывающие заводы в Павлодаре и Шымкенте, сообщил «Курсиву» в мае председатель правления компании «КазМунайГаз» Магзум Мирзагалиев.
«У нас там два участка, которые необходимо (модернизировать. – «Курсив»). Это Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь. Экспертам (сомневающимся в том, что стоимость расширения мощности участков Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь, которое позволит увеличить вдвое объемы транспортировки нефти с месторождений западного Казахстана по казахстанско-китайскому трубопроводу в КНР, действительно составит заявленные КМГ $200 млн. – «Курсив»), может быть, виднее, чем нам, но мы там не говорим о строительстве нового трубопровода, потому что труба уже лежит. Мы говорим о том, что необходимо будет дополнительно построить несколько нефтеперекачивающих станций. Здесь два вопроса: объемы не могут идти, потому что нет мощности, мощности нет, потому что пока нет договоренности о покупке нефти, потому что нет мощности (смеется). Поэтому мы сейчас договорились, что сядем и поговорим по заинтересованности наших китайских партнеров покупать больше нефти, а это, готовность покупать больше нефти, сегодня уже декларируется. Соответственно, мы говорим, давайте разовьем инфраструктуру», – сказал он «Курсиву», говоря о достигнутых договоренностях в ходе очередного визита главы государства в Китай.
По его словам, увеличение объемов прокачки западно-казахстанской нефти по данному трубопроводу позволит не только увеличить поставки топлива в Китай и загрузить принадлежащий КМГ нефтеперерабатывающий завод в Павлодаре, куда поставляется российская нефть, которая затем возмещается поставками казахстанской нефти, но и НПЗ в Шымкенте с учетом планов по наращиванию его мощности до 12 млн тонн в год с 6 млн тонн в настоящее время.
«Очень важно понимать, что развитие инфраструктуры даст нам не только увеличение экспортных поставок нефти на Китай, но и позволит нам увеличивать поставки нефти на свои НПЗ в Павлодаре и Шымкенте. Сегодня мощность двух заводов – около 11–11,5 млн тонн нефти (в год. – «Курсив»), тогда как участки (Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь. – «Курсив») могут пропустить только 6 (млн тонн в год. – «Курсив»). Поэтому мы часть своей нефти на НПЗ берем из российского потока, потом свопируем. Увеличение пропускной мощности участков по (трубопроводу. – «Курсив») Казахстан – Китай позволит нам, соответственно, загружать заводы отечественной нефтью», – сказал Мирзагалиев, отметив, что речь в том числе идет о загрузке казахстанской нефтью и Шымкентского НПЗ к моменту его расширения к 2030 году до 12 млн тонн.
Материнская компания КМГ и QazaqGaz «Самрук-Казына» сообщила 18 мая о подписанных в Китае соглашениях, которые предполагают усиление партнерства «КазМунайГаза» и QazaqGaz с китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) в сферах разведки, переработки и транспортировки нефти и газа в Казахстане. В частности, планируется расширение нефтепровода Казахстан – Китай на участке Кенкияк – Атырау, строительство второй нитки газопровода Бейнеу – Бозой – Шымкент, а также совместная геологоразведка нефти и газа.
Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) уже много лет работает в Казахстане. Она владеет 8,33% в Кашаганском проекте, 50% в компании «МангистауМунайГаз» и 67% в компании «Петроказахстан Инк». При участии CNPC построены казахстанско-китайский нефтепровод, газопроводы Казахстан – Китай и Бейнеу – Бозой – Шымкент.
Российская «Роснефть» поставляет нефть в Китай через Казахстан по маршруту Прииртышск – Атасу – Алашанькоу. Казахстан использует часть транзитной нефти для загрузки Павлодарского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), который исторически был завязан на сибирскую нефть, отправляя взамен аналогичные объемы казахстанской нефти в Китай.
Правительства Казахстана и России договорились о транзите до 7 млн тонн российской нефти через республику в Китай в 2013 году. В 2014 году этот объем увеличился до 10 млн тонн в год. Соответствующий договор между дочерней компанией «КазМунайГаза» «КазТрансОйл» и «Роснефтью» действовал до 2023 года включительно. «КазТрансОйл» сообщил 15 мая о продлении договора еще на 10 лет – до 1 января 2034 года.
Казахстанско-китайский трубопровод состоит из двух частей: Кенкияк – Атасу – Алашанькоу мощностью 20 млн тонн нефти в год, прокачивающий нефть в Китай, и Кенкияк – Атырау мощностью 6 млн тонн нефти в год, поставляющий нефть на Атырауский НПЗ, а также в систему экспортных нефтепроводов российской «Транснефти» по маршруту Атырау – Самара и Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).
В январе-сентябре 2023 года «КазТрансОйл» транспортировал по казахстанско-китайскому нефтепроводу 13,9 млн тонн нефти, что на 345 тыс. тонн меньше, чем в аналогичном периоде 2022 года. Большая часть объемов пришлась на российскую нефть, идущую транзитом через Казахстан в Китай. Стоимость транзита российской нефти через Казахстан не менялась с начала 2019 года и составляет $15 за тонну без НДС – до этого она составляла $11,36 за тонну.
В мае прошлого года премьер-министр Алихан Смаилов, отвечая на депутатский запрос, сообщил о планах увеличить мощность нефтепровода Атырау – Кенкияк – Кумколь до 12 млн тонн с 6 млн тонн в год. Он отмечал, что при мощности казахстанско-китайского нефтепровода в 20 млн тонн он задействован лишь на около 11,5 млн тонн в год.
До того как Россия активизировала экспорт до 10 млн тонн в 2014 году, Казахстан поставлял в Китай многократно большие чем сейчас объемы нефти. К примеру, в 2013 году «КазТрансОйл» транспортировал в Китай 11,8 млн тонн нефти, что на 14% больше, чем в 2012 году, то есть до начала прокачки российской нефти в Китай транзитом через Казахстан республика поставляла в КНР более 10 млн тонн казахстанской нефти.