В Астане нехватка сжиженного нефтяного газа, поэтому местным жителям приходится заправлять автомобили по талонам. Редакция «Курсив» поговорила с начальником управления маркетинга нефтепродуктов компании «КазМунайГаз» Ерланом Жаукиным о возникшем дефиците и его причинах.
– Ерлан, расскажите пожалуйста о поставках сжиженного газа на внутренний рынок Казахстана.
– Поставки топлива осуществляются в соответствии с планом, утвержденным в Министерством энергетики, и в рамках распределения между потребителями, которых определяют местные исполнительные органы.
То есть акиматы предоставляют нам контрагентов с утвержденными объемами. «КазМунайГаз», «Петросан» и прочие поставщики нефти на отечественных НПЗ заключают договора в рамках планов поставок в соответствии графиком распределения Минэнерго и акиматов.
– А в чем причина дефицита газа в столице?
– В целом, хотелось бы отметить, что причиной дефицита газа в Казахстане стал рост его потребления из-за неравномерных цен. И это касается не только Астаны, но и всего внутреннего рынка.
Если говорить, в частности, о столице, то основным поставщиком сжиженного газа для потребителей города является Жанажольский ГПЗ. Периодически в график распределения попадает Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ).
Если брать график октября 2023 года, то обязательством ПНХЗ была поставка 1 980 тонн газа. Фактически же поставлено 1 964 тонны. То есть завод исполнил свои обязательства перед потребителями на 99%. Есть недостающие 16 тонн, но это не вагонная норма отгрузки. Объясню –газ отгружается вагонными партиями объемом 35 тонн.
С чем связан дефицит газа в регионе в целом: обратите внимание, у нас на сегодня есть диспаритет между бензином АИ-92, который стоит примерно 205 тенге за литр, и газом, который фактически в три раза дешевле. На сегодня механизм розничного ценообразования в Казахстане стимулирует потребление сжиженного газа. При этом мы должны констатировать, что объемы производства газа у нас по республике ограничены. За девять месяцев 2023 года общий объем производства сжиженного газа в Казахстане составил порядка 2,14 млн тонн.
– Действительно ли себестоимость производства газа выше предельных цен на внутреннем рынке?
– Мы в «КазМунайГазе» данный вопрос поднимали неоднократно. Текущий уровень розничных цен на сжиженный газ не покрывает расходов на его добычу и производство. Себестоимость СНГ составляет примерно 110 тенге.
– То есть нынешние цены фактически стимулируют население к переходу на газовое топливо?
– Совершенно верно. Если взять мировую практику, то для сбалансированного потребления сжиженного газа его стоимость должна составлять порядка 65-70% от цены на бензин АИ-92. Это где-то 130-140 тенге за литр. А пока существует такой диспаритет цен, мы наблюдаем рост потребления сжиженного газа.
Но мы понимаем, что сжиженный газ это все-таки тоже продукт переработки нефти, и его доля выхода при производстве крайне низкая. То есть увеличить объем выпуска сжиженного газа практически невозможно. А если учитывать меры регулирования цены, то увеличение его производства экономически неэффективно. Согласно прогнозам экспертов, в 2026 году при текущем росте автомобильного парка, переоборудуемого на потребление сжиженного газа, и действующем механизме ценообразования мы получим дефицит СНГ.
Теоретически мы можем и импортировать газ, но при ценнике в 80 тенге за литр это экономически не выгодно поставщику.
– А сколько производится сжиженного газа в Казахстане?
– Крупнейшим производителем газа в cтране является «Тенгизшевройл», где с января по сентябрь 2023 года выпущено более 900 тысяч тонн данного топлива. В группу «КазМунайГаза» входят четыре завода – Атырауский и Шымкентский нефтеперерабатывающие заводы, Павлодарский НХЗ и «КазГПЗ». Общий объем их производства за девять месяцев 2023 года составил порядка 740 тысяч тонн газа.
Отмечу, что АНПЗ и «КазГПЗ» в приоритетном порядке обеспечивают топливом западные регионы Казахстана и Костанайскую область. Шымкентский НПЗ – густонаселенные южные регионы.
– Вы говорили о мировой практике. Насколько вообще в других странах популярен газ среди автовладельцев?
– Сжиженный газ, используемый в Казахстане в качестве моторного топлива, в мире нечастое явление. Пропан-бутановая смесь для большинства стран выступает в качестве сырья для нефтегазохимии. Газомоторным топливом в большинстве государств выступает метанол.
Добавлю – то, как мы в Казахстане используем сжиженный газ, это крайне неэффективно. Фактически, мы просто сжигаем его в баках автомобилей.
При этом в последние два года мы видим ежегодный рост потребления газа примерно на 20%. Параллельно перестает расти объем потребления бензина. И основной фактор – это переход потребителя на газ.
– А что, по-вашему, должно в ближайшее время исправить эту тенденцию? Можем ли мы перейти на рыночное регулирование цен на топливо?
– В январе 2025 года мы должны возобновить торги сжиженным газом на биржевых площадках. До конца 2024 года возобновление таких торгов пока не предусматривается и будут действовать предельные цены.
А биржевая торговля газом является реальным индикатором его стоимости и состояния рынка. С возобновлением торгов мы сможем восстановить баланс спроса и предложения.