S&P рассказал, как ужесточение монетарной политики в США и еврозоне повлияет на Казахстан

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
S&P рассказал, что ожидает экономики США, Еврозоны и Китая в 2024 году. Фото: Kursiv.media

S&P Global Ratings ожидает дальнейшего ужесточения монетарной политики, замедления экономического роста и сохранения инфляционных рисков в США, Китае и еврозоне в ближайшие годы. Как это повлияет на Казахстан, рассказал экономист по развивающимся рынкам рейтингового агентства Валерий Резвый.  

США

S&P отмечает частичный перегрев американской экономики, признаками которого являются жесткий рынок труда, очень высокий экономический рост (в третьем квартале 2023 года составил 4,9% в годовом исчислении) во многом за счет домашнего потребления и по-прежнему достаточно высокая инфляция. В этой связи рейтинговое агентство допускает еще одно повышение процентной ставки в конце 2024 года. До тех пор она будет оставаться на высоком уровне (сейчас 5,2-5,5%). При этом по прогнозам агентства, в следующем году показатель составит 4,5%, а к 2026-му снизится до 2,6%.

Высокие темпы роста ВВП США S&P связывает с низкой безработицей и высоким ростом номинальной зарплаты. При этом рост реальной зарплаты стал снижаться, указывает Валерий Резвый.

«Рынок труда становится менее жестким, мы ожидаем замедления в сфере домашнего и частного потребления. Также мы ожидаем рост безработицы в 2024-2025 годах. Он будет оказывать понижательное давление на инфляцию. Рынок будет менее жестким. Если ставки останутся на прежнем уровне или будет еще одно повышение, то инфляция достигнет целевого показателя (2%) в третьем-четвертом квартале 2024 года», — говорит экономист по развивающимся рынкам S&P.

По оценкам S&P, в 2023 году ВВП США вырастет на 1,7%, в 2024 году – 1,3%, в 2025 году – 1,5%, в 2026 году – 1,8%. Международное рейтинговое агентство ожидает годовую инфляцию на уровне 4,3% в 2023-м и предполагает, что к 2026 году она снизится до 2,1%.

Еврозона

В еврозоне S&P также наблюдает жесткий рынок труда, высокую инфляцию (ее замедление происходит быстрее, чем в США, годовая инфляция двух третей потребительской корзины составила 4%), но отмечает отсутствие экономического роста. Особенно пострадали экономики экспортоориентированных стран с высокими объемами промышленного производства. В основном, это связано с энергетическим кризисом, указывает Резвый. По его словам, хуже всего дела обстоят в Германии.

«На протяжении последних нескольких кварталов экономика еврозоны практически не растет. Германия особенно отстает от стран еврозоны. Первая проблема связана с энергетическим кризисом, значительная часть промышленности Германии энергоэффективна. Второе, плохие показатели по экспорту машин. Это очень важный сектор для всей экономики еврозоны. В 2020 году половина торговли Еврозоны со всем миром составил нетто-экспорт авто. Сейчас экспорт падает, и немецкие производители активно теряют азиатский рынок. Мы ожидаем негативный экономический рост в Германии в этом году», — сказал экономист.

S&P ожидает частичного восстановления экспорта в следующем году, однако риски касательно экономического роста Германии и еврозоны в целом очень серьезные. Исходя из этого, рейтинговое агентство считает, что ЕЦБ не будет повышать ключевые ставки в дальнейшем, но предполагает, что они сохранятся на высоком уровне по причине высокой инфляции. По их прогнозам, в 2024 году ставка может составить 3%, а в последующие годы снизится до 2%.

«Ожидаем, что ЕЦБ будет использовать другие инструменты для ужесточения монетарной политики.  К примеру, он может сосредоточиться на количественном ужесточении (продажа государственных ценных бумаг)», — добавил Резвый.

По оценкам S&P, в 2023 году ВВП еврозоны вырастет на 0,6%, в 2024 году – 0,9%, в 2025 и в 2026 годах – на 1,6%. Годовая инфляция ожидается на уровне 5,8% в 2023-м и предполагается, что к 2026 году она снизится до 1,8%.

Китай

Валерий Резвый напомнил, что в случае с Китаем и его восстановлением после ковида практически все ожидали более быстрого роста ВВП, но этого не случилось по причине более медленного снижения домашнего спроса и экспорта. Кроме того, в стране наблюдаются довольно серьезные проблемы на рынке недвижимости.

«Мы не ожидаем масштабного роста кредитов, как наблюдали до этого. Мы считаем, что ответ властей на замедление ВВП будет таргетированным. В экономической политике Китая ожидается баланс между экономическим ростом и долгосрочной стабильностью. Соответственно, мы ожидаем рост экономики Китая на уровне 4,8% в 2023-м и 4,4% в 2024 году», — добавил он.

По его словам, замедление роста на рынке недвижимости является главным риском в прогнозе агентства. S&P ожидает роста на уровне 3% в случае ухудшения ситуации в сфере недвижимости. Но несмотря на замедление экономики Китая, S&P прогнозирует высокий экономический рост в Юго-восточной Азии по причине сильного домашнего спроса в третьих странах.

Как ужесточение монетарной политики и ситуация в Китае повлияет на Казахстан

Экономист рейтингового агентства считает, что ситуация будет способствовать замедлению роста цен в Казахстане. Кроме того, ожидается, что стоимость нефти Brent в 2024 году будут высокими (около $85 за баррель) по причине снижения производства нефти в странах ОПЕК+, роста спроса на топливо и геополитической ситуации.

«Условия международного кредитования будут оставаться жесткими, возможно давление на обменный курс. Казахстан отличается от ряда других развивающихся экономик тем, что доля нерезидентов меньше, и он меньше зависит от международного кредитования. Но геополитика и инфляция все равно остаются высокими рисками для Казахстана», — сказал Валерий Резвый.

В заключение эксперт отметил, что общая динамика макроэкономической ситуации «в целом позитивная». По утверждению S&P, замедление экономического роста во всем мире благоприятно влияет на снижение инфляции.

Читайте также