Инвестиции

Умут Шаяхметова: «Активы ЕНПФ необходимо инвестировать в корпоративные ЦБ»

Фото: Алексей Пак

Пенсионные накопления казахстанцев необходимо вкладывать в корпоративные ценные бумаги. С таким предложением выступила председатель правления Halyk Bank Умут Шаяхметова.

Крупнейший системообразующий коммерческий банк Казахстана Halyk в этом году отметил 100-летний юбилей. Он обслуживает более 9 млн физлиц и более 80% ведущих компаний страны, является ключевым кредитором реального сектора экономики Казахстана. Группа Halyk представлена во всех секторах финансового рынка: это банк, страхование, управление пенсионными активами и инвестиционными фондами.

В ходе Международного биржевого форума глава Halyk Умут Шаяхметова на пленарной дискуссии, посвященной рынку капитала, прокомментировала 30-летний путь развития Казахстанской фондовой биржи KASE и роль банка в становлении финансовой системы Казахстана. По мнению председателя правления, рынок ценных бумаг в стране можно считать состоявшимся.

«Мы работаем в разных странах, как группа Halyk, непосредственно в Казахстане, а также в Кыргызстане, Грузии, Узбекистане. И я точно могу сказать, как участник развития данных рынков, что казахстанский рынок ценных бумаг существует. Конечно, хотелось бы лучше и больше, но те достижения, которые у нас есть, находятся достаточно на продвинутом уровне. Мы говорим про зеленые облигации, мы говорим про робо-эдвайзинг, мы говорим про цифровые виды инвестирования», — сказала она.

Умут Шаяхметова напомнила, что группа Halyk является крупнейшим участником рынка ценных бумаг непосредственно как эмитент, поскольку выпускает собственные инструменты — в первую очередь в виде акций. Кроме того, с 2006 года банк остается самым давним и постоянным эмитентом Лондонской фондовой биржи.

«У нас 30% доли размещено с крупными инвест-фондами, и поэтому нам приходится постоянно общаться и работать на глобальных рынках. Мы обладаем достаточным уровнем экспертизы, работая с глобальными рынками, имеем возможность сравнивать с казахстанским фондовым рынком», — сказала Шаяхметова.

Halyk работает не только через инвестирование в ценные бумаги, но и непосредственно на валютном рынке. Группа ранее вела самый крупный частный пенсионный фонд в стране, демонстрируя высокие показатели доходности. На данный момент это направление продолжают активно развивать после национализации пенсионного фонда.

Фото: Алексей Пак

Кроме того, в группу входит брокерская компания, также имеющая самый высокий рейтинг: это Halyk Finance. Идет развитие и корпоративного инвестирования, и розничного.

«Очень активно мы проработали на размещении IPO KEGOC через наш сервис в банковском приложении Halyk — Halyk Invest и привлекли из 99% розничных заявок. 71% на IPO «Казмунайгаза» прошел через Halyk Bank, именно через приложение. Мы тоже очень активно двигаемся по цифровизации данных услуг, были лидерами при размещении акций KEGOC», — сказала Умут Шаяхметова.

Halyk является миноритарным акционером Казахстанской фондовой биржи, работает на МФЦА и AIX. Шаяхметова отметила большой прогресс в этой сфере Она считает необходимым дальнейшее улучшение и усиление законодательства с точки зрения защиты прав миноритарных инвесторов.

Глава банка внесла ряд предложений по вызовам, с которыми сталкивается Казахстан при работе с рынком ценных бумаг. В первую очередь это глобальные проблемы, такие как пандемия, падение рынков, повышение ставок, геополитические риски.

«Есть вопросы и внутреннего характера, на которых я хотела бы остановиться. В первую очередь наши инвесторы задают вопросы о стабильности регулирования, о сохранении дружественного инвестиционного климата, который выражается через прозрачность, через стабильность регулирования и четкое понятное налогообложение.

Последние изменения, которые хотят ввести — налогообложение на государственные ценные бумаги. Мы считаем, что это будет достаточно негативно влиять с точки зрения и внешнего, и внутреннего спроса. Мы понимаем, что по нотам Нацбанка данное решение принято, но по государственным ценным бумагам Минфина пока что еще идут обсуждения. Может быть, данную мотивацию перенести хотя бы тогда на зеленые облигации или любое зеленое финансирование, доходы по которому выводились бы из налогооблагаемой базы. Таким образом мы могли бы начать мотивацию по эмиссии», — сказала Шаяхметова.

Она также подчеркнула, что участие государства в экономике и превалирование на рынке ЦБ квазигосударственных и государственных эмитентов и инвесторов является большим вызовом. По ее данным, из всего объема эмиссий, которые прошли в 2022 и 2023 годах, 90% — это объем квазигос и ГЦБ. Фактически объем выпуска корпоративных частных ценных бумаг очень лимитирован. В текущем году, отметила Шаяхметова, глубина и ликвидность рынка низки — преимущественно это МФО и банки. При этом главным инвестором является ЕНПФ, который практически не инвестирует в корпоративные ценные бумаги. Это сильно ограничивает возможности развития корпоративного рынка ЦБ.

Фото: Алексей Пак

«Я предлагаю установить KPI для ЕНПФ, чтобы фонд приобретал не только квазигосы по ставкам ниже рыночных, но и корпоративные ценные бумаги. Это должны быть очень качественные эмитенты, должно быть полностью обеспечено корпоративное управление и прозрачность в данных эмитентах, на рыночных условиях, без льгот», — считает она.

Внутренняя ликвидность в РК формируется преимущественно с точки зрения финансирования реального сектора экономики — через депозиты юридических и физических лиц в банках. Если сложить около 27 трлн тенге ликвидности ЕНПФ и 14 трлн депозитов банковского сектора, появится достаточно большой объем для дополнительной ликвидности, которая могла бы прийти именно на рынок ценных бумаг, считает Шаяхметова.

«Финансовые институты создали всю инфраструктуру для развития розничных клиентов через приложения, через брокерские компании, через обучение. Мы очень много делаем в плане обучения клиентов банка, напоминаем о возможности перехода в Halyk Finance, возможности инвестирования напрямую в ценные бумаги через мобильное приложение. Но глубина и ликвидность рынка очень маленькая. Высоки шансы купить и потом не продать данный инструмент. В связи с этим необходимо наращивать инвесторскую базу, и основную роль в этом может сыграть ЕНПФ», — говорит глава Halyk.

Она считает, что Казахстан имеет все возможности роста в Центральной Азии, несмотря на наличие геополитических рисков, привлекать несанкционных российских инвесторов и эмитентов. Этому может способствовать приватизация, поскольку на данный момент только в Казахстане имеется четкая и понятная инфраструктура. Кроме того, она отметила растущий интерес со стороны Китая, Ближнего Востока, Турции.

Председатель правления Народного банка также предложила увеличить объем приватизации и сокращения госсектора.

«Размещение 1-2% – это не IPO. Наверное, в таком случае нужно говорить о 25%. Тогда у миноритариев есть возможность участвовать, хотя бы как-то влиять на компанию через совет директоров. Когда заработает институт корпоративного управления, появится ликвидность акций. Здорово, что мы это сделали сейчас, но нужны дальнейшие шаги», – уверена она.