Партия Respublica выступила против повышения налога на добавленную стоимость (НДС) с 12% до 16%. Сопредседатель фракции Максим Барышев заявил, что они провели мировое исследование и выяснили, какой размер налога комфортен для предпринимателей. Однако Respublica не назвала конкретный предлагаемый показатель, сказав, что вопрос еще обсуждается. Слова Барышева передает корреспондент «Курсива».
На встрече бизнес-сообщества с руководством партии Барышев отметил, что комфортная ставка для предпринимателей – та, «когда предприниматели платят НДС и не скрывают свои обороты в тени». В пример он привел Южную Корею, где НДС составляет 10%.
«Для нас примером является Южная Корея. Депутаты маслихата Алматы съездили туда для обмена опытом. Бизнес в Южной Корее является для Казахстана одним из показателей. Также мы посмотрели ставки в Канаде и ОАЭ, где они составляют 5%. НДС в свое время ввели во Франции, тогда, кроме него, не было никаких других налогов. Просьба предпринимателей – не допустить роста НДС», – заявил сопредседатель Respublica.
Он также указал на чрезмерную нагрузку на бизнес в виде большого количества налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды, которых на текущий момент 75. По словам Барышева, это сложно для понимания предпринимателей и для расчета бухгалтерами. Он предлагает объединить некоторые из них. Кроме того, Барышев считает, что 10%-ный налог на дивиденды негативно влияет на привлечение инвестиций в страну. Налог был введен с текущего года, но применяется только к дивидендам свыше 30 тыс. МРП (103,5 млн тенге).
«В результате в настоящий момент мы видим, что инвесторы, которые планировали инвестировать в РК, приостановили переговорные процессы с нашей страной из-за стремительного ухудшения налогового законодательства. Они мотивируют это тем, что не могут прогнозировать финансовую модель при столь стремительном ухудшении. Переговорные процессы приостановили на три года, до того момента, как будет изменен НК и введен в действие. Потом они будут пересчитывать свои модели, и уже потом принимать решение – инвестировать ли в Казахстан», – говорит он.
Кроме того, партия предлагает снизить ставку розничного налога (специальный налоговый режим для ИП и ТОО, при этом обороты предпринимателей не учитываются для постановки на учет по НДС) для Алматы с 4 до 3% по опыту Астаны. Максим Барышев напомнил, что по некоторым регионам Казахстана решение уже принято, в ряде из них ставку понизят до 2%.
«Вопрос по Алматы остается открытым, хочу попросить депутатов маслихата добить снижение ставки хотя бы до 3%. Все обоснования уже есть, ждем заседания маслихата для выработки этой ставки», – добавил он.
В свою очередь глава Respublica Айдарбек Ходжаназаров заявил, что партия хочет предложить свой альтернативный вариант НК, они уже вышли с такой инициативой в правительство.
«Эта идея пришла после изучения американской налоговой системы. Они от системы взимания и наказания перешли на систему информирования, обучения и обслуживания клиентов. Клиентоориентированная налоговая служба. Сейчас именно этого не хватает для нашего бизнеса, и именно поэтому предприниматели по большей части уходят в тень. У нас больше используется метод кнута», – выразил мнение Ходжаназаров.
Respublica собирается презентовать свой вариант документа в ближайшее время. Глава партии отметил, что проект НК, предложенный правительством, никак не влияет на простоту администрирования и теневой сектор экономики.
«То, что происходит, я называю наказанием за успех и открытость. Это ситуативное решение текущих проблем, что влечет подтачивание экономики. Глава государства [Касым-Жомарт Токаев] дал поручение об удвоении экономики в ближайшее десятилетие. И в это же время от правительства исходит предложение об увеличении налоговых ставок. Голова говорит одно, а руки делают совершенно другое», – возмущается Ходжаназаров.
Министерство национальной экономики предлагает повысить ставку НДС в Казахстане с 12 до 16%. Реформу предлагается провести в рамках нового Налогового кодекса, который должен вступить в силу в 2025 году. Таким образом, ведомство преследует цель пополнения бюджета на дополнительные 2-2,4 трлн тенге, что, в свою очередь, заменит целевой трансферт, который сейчас берется из средств Национального фонда.
Миннацэкономики обосновывает такой шаг необходимостью пополнять бюджет. Кроме того, министерство утверждает, что повышение ставки НДС позволит повысить конкурентоспособность казахстанского бизнеса по сравнению с российскими аналогами (в РФ НДС составляет 20%). Чиновники считают, что «входящий» НДС, возвращенный зарубежным экспортерам в их родных странах, в частности, в России, недобросовестно используется в Казахстане, создавая импортным товарам несправедливое преимущество.
При этом авторы инициативы обращают внимание на льготы, действующие для многих казахстанских плательщиков НДС. Фермеры, крестьянские хозяйства и импортеры тростникового сахара-сырца освобождены от уплаты налога, производители и переработчики мяса, хлеба, сахара и фруктов вправе уменьшать базу по НДС на 70%.
Однако министерство не учитывает, что повышение ставки НДС, даже при наличии льготы, приведет к росту исчисленного налога. К тому же ведомство некорректно сравнивает суммы возвращенного экспортеру в родной стране «входящего» НДС и уплачиваемого в стране конечной продажи товара «исходящего» налога. Наконец, авторы не берут в расчет, что освобождение от уплаты НДС для некоторых категорий производителей и продавцов отличается от нулевой ставки и ведет к снижению их рентабельности за счет увеличения расходов при прежней прибыли.
В начале ноября Национальная палата предпринимателей «Атамекен» (НПП) предложила снизить ставку налога на добавленную стоимость до 10%. Представители организации уверены, что повышение ставки повлечет удорожание товаров и услуг, снизит покупательскую способность и потребительский спрос, приведя к снижению темпов роста ВВП в реальном выражении на 1% в год. Председатель президиума НПП Раимбек Баталов напомнил, что в 2005 году при понижении ставки НДС даже на 1% валовое поступление НДС (НДС на товары внутреннего производства, на импортируемые товары, а также с учетом сумм возмещения НДС по нулевой ставке) выросло на 143%.
По его словам, при снижении ставки НДС увеличивается собираемость налогов, что подтверждает опыт Узбекистана. В октябре 2019 года власти Узбекистана снизили ставку НДС с 20 до 15%. За три года поступления в бюджет от НДС на внутренние товары выросли с 20,5 трлн сумов в 2020 году до 32,8 трлн сумов по итогам 2022 года.