«Детонация бомбы»: что пишут западные СМИ о неожиданном увольнении «международного лица искусственного интеллекта» Альтмана из OpenAI

Опубликовано (обновлено )
Сэм Альтман, ChatGPT, искусственный интеллект
Увольнение Сэма Альтмана с поста главы компании, создавшей чат-бота ChatGPT, стало неожиданностью и для инвесторов / Фото: Reuters/Amir Cohen

Увольнение Сэма Альтмана — гендиректора OpenAI, создавшей искусственный интеллект Chat GPT, — стало неожиданностью и выявило проблемы в схеме управления компанией, ставшие возможными благодаря нетипичной корпоративной структуре, написала The New York Times. OpenAI — некоммерческая организация, которую представляет совет директоров, контролирует нацеленный на получение выгоды бизнес, который представлял Альтман, отметила газета.

Ситуация представляет собой один из самых старых сюжетов Кремниевой долины: разрыв между основателем бизнеса и его советом директоров, но отличительной чертой здесь является личность конкретного уволенного основателя — лидера технологической революции, связанной с ИИ, — и конкретного совета, задача которого — ставить в приоритет общественное благо, а не прибыль, считает The Wall Street Journal

Детали

Альтман, несмотря на успехи в бизнесе, в последнее время терял поддержку совета директоров, состав которого менялся по мере развития коммерческой деятельности компании, пишет WSJ. По иронии, сам Альтман помог создать этот совет и публично поддерживал его, когда ему задавали вопросы о безопасности искусственного интеллекта, отметила газета. Увольнение показывает, насколько на самом деле неопределен контроль над искусственным интеллектом — технологией, которая может иметь огромные последствия, согласна NYT. Некоммерческая организация с небольшой финансовой долей в организации и малым опытом корпоративного управления получила больше власти, чем коммерческие инвесторы: такой расклад сил — большая проблема, заявили NYT бывший гендиректор Yahoo Марисса Майер и инвестор Дэн Лоеб.

Увольнение Сэма Альтмана из OpenAI, ралли S&P 500 под угрозой, прогнозы на 2024 год

Миссия OpenAI по созданию технологии, которая пойдет на пользу всему человечеству, уже долгое время находится в конфликте с интересами инвесторов, финансирующими деятельность компании в надежде на финансовую отдачу, заявил Reuters аналитик Radio Free Mobile Ричард Виндзор. «Минувшие выходные стали просто детонацией бомбы, которая только и ждала, чтобы взорваться», — заявил он.

В OpenAI было четыре разных стороны, у каждой из которых были свои интересы: совет директоров, Альтман, сотрудники компании и ее инвесторы, крупнейший из которых — это Microsoft (владеет 49% компании), заметил Axios. При этом в уставе OpenAI говорится, что основной долг компании — перед всем человечеством (а не инвесторами): это пятая заинтересованная сторона, у которой, тем не менее, нет никакой возможности повлиять на исход сложившейся суматохи, считает Axios.

«Ставки вряд ли могли быть выше для OpenAI. Организация была основана, чтобы спасти мир от экзистенциального риска, который представляют собой жадные до прибыли техники — но на данный момент капиталистические императивы настолько глубоко укоренились в организации, что избавиться от них, вероятно, невозможно», — отметил портал.

До пятницы в совет директоров OpenAI входили шесть человек, включая Альтмана. Затем из совета внезапно исключили одного члена, в результате, кроме Альтмана, в нем остались трое независимых директоров, у которых нет никакой доли в OpenAI и никакой связи с инвесторами, и главный научный сотрудник компании Илья Суцкевер, отметил Reuters. Суцкевер 20 ноября заявил, что «глубоко сожалеет» о своем участии в «действиях совета».

После Альтмана

Отсутствие информации о причинах увольнения Альтмана рассердило его сторонников: некоторые заявили, что совет директоров OpenAI больше неспособен поддерживать бизнес, в который компания превратилась: с 700 сотрудниками, большим числом клиентов и корпоративными партнерствами, готовящимся получить первый миллиард долларов годовой выручки, пишет NYT. Больше 500 работников компании подписали письмо, в котором пригрозили уволиться, если Альтман не будет восстановлен в должности, сообщила 20 ноября Financial Times. «Мы не можем работать для людей или с людьми, которым не хватает компетенций, суждения и заботы о нашей миссии и сотрудниках», — процитировала письмо газета. Среди подписавших — Суцкевер, утверждает издание.

Десятки сотрудников уже объявили об уходе из OpenAI. Это может снизить возможности компании двигаться дальше и, вероятно, изменит направление развитие рынка искусственного интеллекта, усилив конкурентов — в особенности Google, — которые охотились за персоналом OpenAI в субботу и воскресенье, считает The Information.

Уволенный из-за разногласий с советом директоров экс-глава OpenAI переходит в Microsoft

На выходных велись переговоры о восстановлении Альтмана, но он потребовал полной отставки совета директоров, что положило конец его «контрреволюции», заявили WSJ осведомленные источники. По их словам, Альтман обозначил своим соратникам, что для его возвращения понадобится новая структура совета и управления компанией. Члены совета отвергли предложения. Альтман был «в ярости» от того, что не смог обеспечить лояльность совета директоров и сожалел, что не уделял больше внимания управлению его различными фракциями, говорят источники WSJ.

Ситуация в OpenAI — яркое проявление и более широкого раскола в Кремниевой долине, считает The Economist. С одной стороны — «думеры», которые считают, что если не контролировать айтишников, то они будут представлять экзистенциальную угрозу для человечества, и потому выступают за ужесточение регулирования. С другой стороны — «бумеры»: они преуменьшают опасения апокалипсиса из-за искусственного интеллекта и подчеркивают его потенциал для ускорения прогресса. Тот лагерь, который окажется более влиятельным, может либо поспособствовать, либо воспрепятствовать ужесточению регулирования, что в свою очередь повлияет на то, кто получит наибольшую выгоду от использования технологий, считает журнал.

Последствия для Microsoft

Альтман и ушедший вслед за ним экс-президент OpenAI Грег Брокман переходят на работу в Microsoft, сообщил 20 ноября гендиректор компании Сатья Наделла. Акции Microsoft на этом фоне после открытия биржи в США стали расти, на пике прибавляя почти 2% — до $377,1 за бумагу. Это новый рекорд стоимости за все время торгов. Среди всех инвесторов OpenAI Microsoft — наиболее тесно с ней связанный, и неурядицы в стартапе — помеха для компании, пишет WSJ. Microsoft в целом реорганизовала свой бизнес вокруг разрабатываемого стартапом искусственного интеллекта, добавила газета.

Основатель Freedom Holding – об искусственном интеллекте: «Чем больше мы внедряем технологий, тем больше сотрудников становится»

Наняв двух сооснователей OpenAI, пользующихся широкой поддержкой среди персонала, Microsoft, вероятно, получит преимущество в борьбе с конкурентами, пытающихся перетянуть к себе талантливых исследователей и инженеров из OpenAI, пишет Financial Times. Если бы Microsoft упустила Альтмана, он мог бы перейти в Amazon, Google, Apple или в ряд других технологических компаний, желающих видеть у себя «международное лицо искусственного интеллекта», отметил в разговоре с AP News аналитик Wedbush Securities Дэниел Айвз.

«Искусственный интеллект — это большая возможность и потенциальная угроза для действующих технологических лидеров, так что Microsoft будет рада извлечь выгоду из знаний и видения Альтмана и подготовиться к новой крупной эпохе технологических изменений», — заявил Reuters инвестиционный директор компании AJ Bell Расс Молд

Контекст

Совет директоров OpenAI уволил Альтмана в ночь с пятницы на субботу, 18 ноября, с формулировкой, что он «не был последовательно честен во время общения» с директорами и те «утратили уверенность в его способности руководить компанией». В чем именно Альтман был недостаточно честен, не уточнялось. Новым гендиректором OpenAI стал бывший генеральный директор и соучредитель сервиса видеотрансляций Twitch Эммет Шир.

Читайте также