Председатель правления АО «НК «Казахстан темир жолы» Нурлан Сауранбаев назвал условия, при которых нацкомпания возместит ущерб в млрд тенге за сход с рельсов 19 грузовых вагонов, перевозивших зерно на экспорт в Карагандинской области.
В декабре 2022 года на станции Карабас произошло крупное ЧП: сошли с рельсов 19 грузовых вагонов ТОО «Новоишимская зерновая компания», перевозивших зерно на экспорт. Ущерб от аварии оценили в миллиард тенге.
По версии КТЖ, причиной схода стала неисправность колесной пары первого зерновоза. Однако владельцы вагонов утверждают, что техника была новая и в нацкомпании ее приняли к перевозке без претензий. Они полагают, что настоящей причиной схода является износ железнодорожной инфраструктуры, особенно на станции Карабас, где уже случались подобные инциденты.
Что произошло. На брифинге в правительстве журналисты спросили у главы КТЖ, что стало причиной этой аварии и не повторится ли такое с пассажирскими поездами.
Он ответил, что сходы вагонов — это ненормальное, но возможное явление, как и аварии автомобилей. Это может произойти из-за износа железнодорожных путей или неисправности колесных пар.
«Сегодня, если посмотреть, то у нас развернуто более 22 тыс. железных дорог, рельсов. У нас ходит порядка 130 тыс. вагонов и когда они ходят, то у колес может быть брак, скол, то есть это может происходить ежедневно. И эта проблема для всех стран, не только для КТЖ», — подчеркнул Нурлан Сауранбаев.
Кто будет возмещать ущерб. По его словам, сейчас по факту аварии проводится независимое расследование с участием правоохранительных органов, которые должны определить степень вины сторон.
«Физически, в основном, происходит (вина в аварии — прим.ред.) либо путь, либо вагон — 50 на 50. Если в сходе вагонов виноват путь, тогда КТЖ полностью возместит все затраты, которые понесла компания. Но если окажется, что произошло за счет скола колеса вагона, то ответит, конечно, новоишимская компания», — пояснил он.
Сколько ежегодно происходит подобных аварий. По его данным, ежегодно на казахстанских железных дорогах происходит более 200 сходов вагонов.
«Основная масса приходится на подъездные пути, где их состояние наиболее плохое или это частные компании, которые не наладили свою работу. Тем не менее на нашей части это происходит, но в этом году у нас есть значительное улучшение поездной обстановки, то есть по безопасности движения у нас на 36% улучшение против прошлого года», — добавил Сауранбаев.
Что делает КТЖ для снижения аварийности. Он отметил, что КТЖ внедряет современные технологии для контроля состояния пути и вагонов, а также улучшает безопасность движения поездов.
«Сейчас есть современные технологии — специальные рамки, которые устанавливаются на станционных путях. И если с колесом какие-то проблемы, то программа по звуку определяет сломанное колесо, потому что звук другой или определяет нагрев деталей по тепловизору. Это должно снизить (количество сходов — прим. ред.)», — рассказал глава КТЖ.
На этом же брифинге Нурлан Сауранбаев также рассказал, почему КТЖ не разорвала контракт с компанией, принадлежавшей Алие Назарбаевой и сообщил о долгах нацкомпании, росте закредитованности и повышении тарифов.