Снежный барс как индикатор стабильности и здоровья горной экосистемы

Опубликовано (обновлено )
Фото: пресс-служба министерства экологии и природных ресурсов РК

Пленарное заседание «Климатические действия по сохранению горных экосистем, ледников и знаковых видов (снежный барс)» СОР28 началось с видеообращения президента Кыргызстана Садыра Жапарова. Он отметил, что в этом году Кыргызская республика отмечает 10-летие Глобальной программы по защите снежного барса и экосистем (GSLEP).

«Снежный барс не только является символом природного богатства, культурного благосостояния, но также индикатором стабильности и здоровья горной экосистемы, которая занимает 1/3 глобальной территории», — обозначил Садыр Жапаров.

Центральная Азия находится на передовом фронте сохранения этой экосистемы, поэтому все страны региона должны объединить свои усилия, подчеркнул он.

«Снежный барс — один из самых редких и крупных хищников Казахстана, внесенных в Красную книгу нашей страны в 1978 году. Он является государственным символом Республики и имеет большое общественное значение, отражая бесценное природное и культурное наследие казахского народа», — отметил в свою очередь министр экологии и природных ресурсов Казахстана Ерлан Нысанбаев.

По учетным данным, сейчас в стране обитает около 140-180 особей снежного барса, уточнил он.

«Ряд системных мер, принятых Правительством Казахстана, позволило увеличить численность барса, которая сейчас имеет стабильную тенденцию роста. Ключевым решением в увеличении численности уникального животного, в пределах нашей страны, явилось сохранение экосистем обитания снежного барса», — рассказал Ерлан Нысанбаев.

На сегодняшний день проводятся серьезные шаги по внедрению адаптационных мер к климатическим изменениям, сохранению биоразнообразия и устойчивому управлению экосистемами. И в этом мы сотрудничаем с международными агентствами, неправительственным сектором и гражданским сообществом, отметил министр экологии и природных ресурсов Казахстана.

Для обеспечения сохранения глобально значимого биоразнообразия, в Казахстане была создана масштабная сеть особо охраняемых природных территорий, общей площадью свыше 29,3 млн га, что составляет 10,7% от площади страны, рассказал Ерлан Нысанбаев.

«В последние годы изучение современного состояния популяций снежного барса и объектов его питания, аналитическая деятельность ведутся в рамках проекта ГЭФ-ПРООН по лесным экосистемам. Ежегодно обследуются ключевые участки обитания вида с применением фотоловушек», — пояснил он. 

Благодаря проводимым работам, вопросы сохранения снежного барса были в определенной степени решены. В частности, браконьерство и незаконная торговля дериватами снежного барса, наблюдавшиеся в Казахстане в 1990-х и начале 2000-х годов, в последние годы стали крайне редки, пояснил Ерлан Нысанбаев.

Фото: пресс-служба министерства экологии и природных ресурсов РК

При этом ряд вопросов остается по-прежнему достаточно актуальными, обратил внимание министр экологии и природных ресурсов Казахстана.

Он отметил, что фактор беспокойства для животных создается массовым пребыванием населения в горах вблизи городов.

«В связи с этим перед нами встает задача по сохранению баланса между развитием экотуризма в особо охраняемых природных территориях и охраной животных», — сказал министр экологии и природных ресурсов Казахстана.

По его словам, другим вызовом являются проблемы изменения климата, которые волнуют Казахстан.

«Наша страна, как и другие страны Центральной Азии, относится к группе стран, наиболее уязвимых к изменению климата. В последние годы изменения проявляются в регионе все заметнее: растут колебания температуры, волновые явления холода и жары, все чаще происходит засуха, увеличивается нехватка воды», — сказал Ерлан Нысанбаев.

Он подчеркнул, что решение глобальной проблемы, связанной с изменением климата, требует активного участия и вовлечения всех заинтересованных сторон, поэтому достижение этой цели напрямую зависит от совместной и плодотворной работы.

Министр экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Узбекистана Азиз Абдухакимов также считает, что необходима более тесная координация и практическое взаимодействие по вопросам адаптации к изменению климата, внедрения чистых технологий, развития умного сельского хозяйства и водосбережения.

«Первое, мы предлагаем на платформе Центрально-азиатского диалога по климату разработать стратегию адаптации отдельную для нашего Центрально-азиатского региона», — отметил Азиз Абдухакимов.

Фото: пресс-служба министерства экологии и природных ресурсов РК

По его словам странам Центральной Азии необходимо объединится, чтобы активно принимать участие в разработке всех документов, связанных с созданием фонда потерь и ущерба.

«Я думаю, активная поддержка этих механизмов нашими странами позволит нам более эффективно бороться с последствиями изменения климата», — уверен министр экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Узбекистана.

Он предложил странам ЦА разработать с международной организацией труда Программу зеленой занятости и организовать центр моделирования влияния изменения климата на занятость.

1 декабря, в Дубае (ОАЭ) начал работу павильон Центральной Азии в рамках СОР28 на территории ЭКСПО-2020. Это еще одна уникальная возможность для стран региона объединиться и действовать, заявить о своих проблемах и потребностях для борьбы с изменением климата международному сообществу.

Читайте также