Новости

KEGOC договорился с китайской компанией об установке системы хранения электроэнергии

KEGOC договорился с China Power International Development Limited об установке системы хранения электроэнергии. Фото: shutterstock

KEGOC («дочка» «Самрук-Казыны») подписал соглашение с China Power International Development Limited о внедрении на одной из подстанций казахстанской компании системы хранения до 5 МВт электроэнергии с подключением ее к электросети.

«Сегодня в Пекине подписано соглашение о реализации пилотного проекта по внедрению системы хранения электроэнергии в единую электроэнергетическую систему Республики Казахстан. Соглашение подписано между АО «KEGOC», China Power International Development Limited, China Power International Holding Limited и Объединением юридических лиц «Ассоциация возобновляемой энергетики Казахстана», – говорится в опубликованном сообщении.

По условиям соглашения China Power International Development Limited установит на подстанции KEGOC систему хранения электроэнергии мощностью до 5 МВт. Целью пилотного проекта, отмечают в KEGOC, является исследование влияния систем хранения электроэнергии на регулирование энергосистемы при интеграции возобновляемых источников электроэнергии в единую электроэнергетическую систему Казахстана.

Собственники возобновляемых источников энергии (ВИЭ) должны нести ответственность за создаваемые ими дисбалансы на рынке электроэнергии, считает председатель правления компании KEGOC Наби Айтжанов.

«В настоящее время есть инициативы по реализации проектов ВИЭ суммарной мощностью около 16 ГВт – на данный момент рассматривается… Согласно утвержденному Министерством энергетики РК графику аукционных торгов на 2023 год и плану на 2024–2027 годы, предусматривается ввод дополнительно 6,7 ГВт объектов ВИЭ. РФЦ (компания «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии». – «Курсив») также были заключены около 140 контрактов по ВИЭ на общую установленную мощность 3,3 ГВт. То есть объем очень большой, а учитывая, что сегодня у нас потребление в Казахстане составляет около 16 ГВт, то вы представляете, что это очень серьезная нагрузка – ВИЭ сейчас формируется. Учитывая нестабильность ВИЭ, безусловно, для интеграции всех заявленных объектов ВИЭ необходимо в первую очередь подготовить энергосистему, создать необходимые условия», – сказал он в ходе II конференции по казахстанско-китайскому сотрудничеству.

Глава компании сообщил, что по итогам первого полугодия 2023 года суммарная установленная мощность объектов генерации ВИЭ в Казахстане составила 2525 МВт. Они выработали за полгода 3,3 млрд кВт·ч или практически 6% от общего объема электрической энергии в Казахстане. При этом увеличение выработки электроэнергии объектами ВИЭ за первое полугодие 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 2022 года составило 40%, что Айтжанов назвал «ошеломляющим».

В качестве первой меры по стабилизации рынка он назвал обязательную диспетчеризацию всех ВИЭ на общих основаниях.

«Учитывая нестабильность ВИЭ, безусловно, для интеграции всех заявленных объектов ВИЭ необходимо в первую очередь подготовить энергосистему, создать необходимые условия… Дополнительное вовлечение нестабильных ВИЭ в условиях дефицита регулирования мощностей приведет к невозможности приема всей этой излишней электроэнергии ВИЭ в часы минимума потребления либо роста выработки. В данных условиях в целях формирования сбалансированного суточного графика необходимо изменить либо исключить положение о приоритетной диспетчеризации электроэнергии ВИЭ закона о поддержке использования ВИЭ для предоставления системному оператору права снижать выработку (электроэнергии объектами. – «Курсив») ВИЭ в часы избытка при условии отсутствия другой возможности снизить генерацию», – отметил глава KEGOC.

Второй мерой Айтжанов назвал оснащение объектов ВИЭ системами накопления энергии. Это вызвано тем, что солнечные и ветряные электростанции отличаются нестабильностью генерации в течении суток, а также в сезонном разрезе. К примеру, солнечные электростанции выдают электроэнергию днем, когда спрос на нее минимален, в то время как в вечернее время, когда спрос находится на пике, практически ничего не вырабатывают. Традиционные энергомощности в условиях приоритета зеленой энергетики вынужденно снижают производство днем, однако должны резко нарастить выдачу электроэнергии в сеть в вечернее время. И чем выше доля ВИЭ в энергосистеме страны, тем сильнее такие дисбалансы.

Поэтому солнечные и ветряные станции могли бы установить накопители энергии, выдавая ее в сеть для покрытия пиков потребления. Для этого эти накопители энергии должны быть подключены к системе KEGOC. Помимо этого, считает глава компании, ВИЭ должны нести ответственность за создаваемые ими дисбалансы на рынке электроэнергии, поскольку все возможные резервы их покрытия уже использованы.

«Ответственность ВИЭ за дисбалансы в рамках балансирующего рынка электроэнергии. В условиях роста доли нестабильной генерации ВИЭ в энергосистеме для обеспечения балансовой надежности ЕЭС Казахстана в настоящее время уже задействованы все доступные резервы маневренной генерации. При этом влияние сектора ВИЭ на дисбалансы становится все более заметным. Доля ВИЭ в дисбалансах на границе между Казахстаном и Россией составляет уже около 20% от общего объема отклонений», – сказал он.

По его мнению, с ростом объемов ВИЭ в условиях дефицита маневренной генерации проблема обеспечения баланса мощности в казахстанской энергосистеме будет усугубляться. Именно поэтому, полагает Айтжанов, необходимо уже сейчас закрепить ответственность ВИЭ за создаваемые ими дисбалансы.

Пока власти договариваются с инвесторами о необходимости установки систем хранения электроэнергии только по крупным ВИЭ, что оказывает влияние на конечный тариф. В частности, тариф для ветряной электростанции (ВЭС) мощностью 1 ГВт, которую планирует построить Total Eren в Жамбылской области по казахстанско-французскому межправительственному соглашению, составит 18,5 тенге за 1 кВт·ч, из которых 4 тенге идут на подключение к сети, а 1 тенге – на накопители электроэнергии, сообщил министр энергетики Алмасадам Саткалиев.

Вопрос по тарифу был задан главе Минэнерго депутатом мажилиса Павлом Казанцевым.

«Соглашением предусмотрено, что тариф номинирован в иностранной валюте и по нынешнему курсу составляет 19 тенге (за 1 кВт·ч. – «Курсив»). Он зафиксирован на 25 лет. Платежи осуществляют в тенге по обменному курсу на день платежа. Вместе с тем для всего рынка тариф на возобновляемые источники энергии определяется через аукционный механизм по законодательству, на сегодняшний день в среднем составляет 11,5 тенге. 19 тенге и 11,5 тенге – видите разницу?» – сказал депутат, поинтересовавшись, не повлечет ли это дискриминацию рынка и негативное влияние на инвестиционный климат в нашей стране.

Кроме того, Казанцев спросил, за счет каких средств будет компенсироваться курсовая разница и не повлечет ли все это дополнительные затраты из бюджета.

Саткалиев сообщил, что в рамках реализации проекта будет создано до 250 постоянных рабочих мест, до 2,5 тыс. временных рабочих мест, привлечены около 820 млрд тенге инвестиций ($1,743 млрд по текущему курсу Нацбанка), а также выработано дополнительных 3,6 млрд кВт·ч зеленой энергии. Правительство Казахстана подписало с правительством Франции специальное соглашение о реализации сотрудничества в сфере борьбы с глобальным потеплением, которое требует ратификации в парламенте.

Соглашением предусмотрена возможность экспорта французского оборудования за счет экспортно-импортного страхования. Сумма страхового платежа в этом случае не должна превысить 50 млн евро.

В декабре прошлого года фонд «Самрук-Казына» договорился с французской компанией Total Eren о создании в Казахстане ветропарка с системой накопления электроэнергии мощностью 1 ГВт и стоимостью $1,9 млрд. Электростанцию планируется запустить в 2026–2027 годы в Жамбылской области. Доли в проекте распределят так: «Самрук-Казына» (20%), «КазМунайГаз» (20%) и Total Eren (60%).